преподаватели совместного обучения должны быть дополнительно подготовлены к реализации обучения студентов в мультикультурной группе;

♦ методика организации позитивного взаимодействия и учебного общения между студентами в такой группе должна основываться на использовании преимущественно коллективных форм и методов их совместной деятельности.

Список литературы

1. Новиков А.М. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://^№^апоу1коу. гц/аПШе/ре&Ыт

УДК 377:371.68

В.А. Кальней, доктор пед. наук Е.Н. Милёшкина

Академия социального управления

Многообразие проявлений современной действительности, потребность в постоянной адаптации к новым условиям жизни, к новым технологиям профессионального труда и разностороннее взаимодействие с деловыми партнерами, понимание новых форм отношений, складывающихся между людьми во всем мире, поиск консенсусов для решения глобальных проблем - все это требует от специалистов во всех сферах деятельности мудрого и гибкого поведения, высокой не только функциональной, профессиональной, коммуникативной, но и информационной грамотности.

Подготовка специалистов, адекватно отвечающих требованиям времени - одна из важнейших задач профессионального образования. Современное состояние качества обучения профессионалов и требование рынка труда предполагают внедрение научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений в технологии обучения, которые должны стать важным средством в подготовке и повышении квалификации специалистов, способствовать ломке традиций, не оправдавших ожидания, избитых стереотипов педагогической деятельности.

В связи с этим возникла необходимость поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Сейчас в процессе обучения все чаще стали применяться игровые технологии, выступающие в роли специфического активного метода обуче-

2. Кубрушко П.Ф., Ложкина Н.А. Формирование компетенций специалиста в процессе совместного обучения российских и зарубежных студентов // Инженерная педагогика: сб. ст. в 3 т. - М.: Центр инженерной педагогики МАДИ, 2014. - Вып. 16. - Т. 3. - С. 135-143.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

4. Casner-Lotto J., Barrington L. Are they really ready to work? Employers" perspectives on the basic knowledge and applies skills of new entrants to the 21st century U.S. workforce // International Journal of Selection and Assessment, 9, 52-69. - 2006. - 64 c.

5. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Основы теории содержания профессионально-педагогического образования: монография. - М.: Эгвес, 2006. - 288 с.

ния, которые позволяют значительно активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающегося.

В разные годы игра привлекла к себе пристальное внимание исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности.

В России дидактические игры появились уже в конце XVIII в. В 1793 г. была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в процессе игры, а в 1886 г. - игра капитана Н.А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии.

Исторический подход к развитию игры как специфической формы деятельности отражен в работах не только психологов, но и педагогов, социологов, философов. На основе различных исследований игрового поведения были разработаны разносторонне направленные игровые методики обучения. При всем различии главной отличительной чертой этих методик является протекание обучения при определяемой условностью ситуации неосознанности настоящих целей деятельности .

Известные исследователи методов активного обучения Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн отмечают, что деловые игры впервые были разработаны и применены в нашей стране в 1932 г. Их создание было откликом на потребность промышленности, первый опыт проведения производственных игр сразу же получил признание и бурное развитие. Метод был подхвачен многими промышлен-

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Новые педагогические технологии

ными предприятиями и использован для ускорения управления предприятиями - быстрого освоения вводимой в то время новой диспетчерской системы управления.

На начальных стадиях развития метода были предприняты попытки использования бихевиористской концепции обучения для объяснения эффектов деловой игры, преимущественно использовались работы Е. Хилгарда, отражающие главным образом торндайковские законы обучения. Вскоре стала очевидной не только узость данной схемы, но и прямое противоречие отдельных ее положений игровому опыту. В конце 60-х гг. XX в. произошла переориентация на работы Д. Брунера. Сформулированные им законы обучения больше соответствовали практике проведения деловых игр, а также обосновывали то положение, что наилучшим способом приобретения навыков является замещение опыта, даваемое играми, а не лекциями или иными дидактическими методами.

Начиная с середины 80-х годов прошлого века создание и использование игр приняло массовый характер, но, как правило, в порядке личной инициативы. Позднее в составе научно-методического совета Минвуза СССР появился совет по АМО (активным методам обучения), а в Академии педагогических наук - Совет по деловым играм.

С этого момента игровые технологии стали развиваться весьма интенсивно. Впервые были опубликованы теоретические работы по игровому моделированию. Возникли имитационные игры, причем не только на экономические, управленческие, но и на другие темы, например биологические, медицинские, экологические и др.

Игротехнические разработки тех лет практически не предусматривали психологического сопровождения деловых игр. Следовательно, и проблемы взаимодействия участников игр, способы их организации, коммуникативные средства передачи информации и взаимопонимания в те годы специально не моделировались и, таким образом, на играх не анализировались, хотя и использовались. Интерактивная сторона игровых разработок была слабая.

Позднее имитационными и деловыми играми стали интересоваться психологи, педагоги и даже социологи, но разрабатывали игры в основном экономисты. Однако нельзя не отметить тот факт, что сами разработчики и организаторы почувствовали дефицит психолого-педагогических и коммуникативных знаний.

Многие организаторы учебного и производственного игрового процесса нуждались в развитии своей психолого-педагогической компетентности, а участники игр - в профессиональном анализе их психологических проблем. Появилась потребность в привлечении к деловым играм психологов для отработки специальных психологиче-

ских техник и технологий, приемов «погружения» в игры и «выгружения» из них, методов адаптации участников друг к другу и конструктивных стратегий взаимодействия, поэтому в конце 80-х годов прошлого века появился новый класс учебных игр, знакомящих обучаемых уже не только с профессиональной, но и с социальной средой, в которой им предстоит работать и принимать решения.

В настоящее время в мире используется несколько тысяч деловых игр, связанных с разными аспектами новых хозяйственных механизмов. Появилась потребность в обучении специалистов сотрудничеству, эффективной интерактивной коммуникации, мобильности, стрессоустойчивости.

Выступая как свободный диалог, игра тем самым является особой формой состязательного общения людей, в которой каждый человек приобретает потребность в преодолении сложившихся способов действий и в переходе к новым их способам. В игре человек испытывает свои способности, знания, экспериментирует с общими схемами новых способов своих действий в различных суженных по времени ситуациях (игра - хороший «запасной» полигон для проверки общих схем этих способов). Иными словами, игра развивает сознание человека и его готовность к осуществлению новых видов деятельности, т. е. интенсивно развивает его творческие возможности, позволяет видеть отдаленную перспективу своей профессиональной деятельности, вырабатывать эффективные стратегии ее реализации. Подготовка специалистов посредством игр - это не «натаскивание» на формирование отдельных умений и навыков, а подлинное развитие их сознания и личности.

Педагогическая суть игровых технологий - активизировать мышление, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении. Это игра, так как обучающийся еще не владеет в полной мере своей специальностью. Цель игры - сформировать определенные навыки и умения обучающегося в его активном творческом процессе. Социальная значимость игровых технологий состоит в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Разработка игровых технологий в значительной степени связана с теми практическими задачами, которые встали в области обучения, в частности подготовки квалифицированных кадров. Перед специалистами стоит задача поиска таких методов, которые бы давали возможность обучить практической деятельности еще до того, как наступила реальная ситуация и началась реальная деятельность, научить такому опыту, который невозможно передать словами. Именно недостаточность таких традиционных «вербальных» методов обучения, как

лекция, семинарские занятия, вынуждала исследователей искать новые способы и пути передачи знаний, информации, опыта. Имитационные или деловые игры, воспроизводящие реальные условия практической деятельности, стали одним из таких новых методов обучения. Деловые игры направлены на обучение техники принятия решения, умениям на практике применять теоретические знания, полученные на других курсах, учащиеся убеждаются в необходимости теоретической подготовки для практической деятельности, а также получают представления о той или иной реальности, проблемах, усваивают необходимые понятия и теории, обучаются выполнению ролей, приобретают навыки общения, взаимодействия с людьми и т. п. Игра, в отличие от традиционных методов обучения, дает развивающий эффект, который зачастую превалирует над обучающимися; происходит изменение их установок. В результате участия в деловых играх отмечается общее повышение мотивации к изучению предмета, активация интереса к курсу, воображения, творческого поиска, экспериментирования и т. п. Сам процесс усвоения знаний в игре носит естественный и непроизвольный характер.

Возможно, что принятие игровой роли, ролевых задач обеспечивает естественную мотивацию и непроизвольный характер усвоения. Действительно, необходимость играть хорошо, а следовательно, принять различные механизмы, организовать получение информации, переработать ее настолько насущна в игре, что превращает участника игры в «требователя». Игра стихийно передает необходимость делать обобщение, теоретизировать, подготавливать необходимые материалы.

Среди других факторов, обеспечивающих повышение мотивации к обучению, - создание неформальной обстановки обучения, необходимость быстрых действий, возможность удовлетворения различных потребностей учащихся, преодоления

предубежденности к традиционным формам обучения и т. п.

Условность игровой деятельности, отсутствие риска неудачи приводят к тому, что человек может себе позволить временно ослабить действие системы установок, открывая путь ранее недоступной ему информации (вследствие селективного действия установочных механизмов). Так происходит расширение опыта и затем возможно изменение реальных установок человека.

Деловая игра способствует овладению аналитической деятельностью в учебном процессе, так как в основе ее лежит системно-мыслительная методология, опирающаяся на логико-аналитические процедуры принятия решений, предполагающих когнитивное, дивергентное и конвергентное мышление (по Дж.П. Гилфорду).

В современной системе образования, которое ориентировано на компетентностный подход, возрастает необходимость применения игровых технологий, так как создает возможность использования имитационных производственных ситуаций в аналогичной реальной производственной деятельности.

Список литературы

1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эг-вес, 2000. - 272 с.

2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. - СПб.: ИВЭ-СЭП, «Знание», 2003. - 536 с.

3. Применение активных методов обучения и контроль знаний студентов (Из опыта работы ссузов): сборник НМЦ СПО. - М.: Отдел тиражирования НМЦ СпО, 1998. - 110 с.

4. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. - М.: Дашков и К; МАН ИПТ, 2002. - 360 с.

5. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении. - М.: Изд-во СГУ, 2007. - 370 с.

УДК 378.147:811.161.1

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕКСТОВОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

функционировании русского языка на совре- определенное его упрощение за счет более свобод-

менном этапе все явственнее начинают про- ного включения в литературный язык профессио-

являться такие факты, как смягчение отдельных нальной, разговорной, просторечной, диалектной,

языковых норм; введение новых языковых фор- подчас даже сниженной лексики; усиление эмоцио-

мул в официальном и обиходно-бытовом общении; нально-экспрессивной составляющей языка и т. д.

В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий, методика их использования в профессиональной подготовке специалистов .

Содержание

Введение 3

2. Игра как метод обучения 7

Заключение 24

Приложения

2. Урок-совещание

Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яковлевский политехнический техникум»

Методическое пособие

Переверзева Н.А.

Строитель

Введение 3

  1. Происхождение и сущность игровых технологий 4

2. Игра как метод обучения 7

3. Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов 10

4. Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях 16

Заключение 24

Приложения

1.Урок-консультация «Умники и умницы»

2. Урок-совещание

3. Урок-игра «Кто хочет стать отделочником!»

4.Урок-игра «Счастливый случай»

5. Уроки отделки на поле чудес

6. Урок-викторина «Своя игра»

Список литературы

Введение

Целью образования в настоящее время является "оснащение" профессионалов навыкам самостоятельного существования в реальном мире бизнеса и высоких технологий. В связи с этим, уже сейчас можно было бы попытаться структурировать знание не с помощью предметного деления, но с помощью обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме, легче построить демонстрационную "начинающую" игру, которая бы обеспечила погружение обучающегося в. проблему и позволила бы ему заняться постановкой и решением отдельных задач-вопросов. Роль экзаменов-испытаний могла бы в таком случае выполнить фильтрующая сеть игр, работающая в режиме вариативных игр. Это может быть основой подготовки будущих специалистов.

Применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения - одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям .

Практика использования игровых технологий доказала их успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, полипрофессиональных и междисциплинарных проблем.

В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий , методика их использования в профессиональной подготовке специалистов, а также разработки уроков в форме игры.

Происхождение и сущность игровых технологий

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработали в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком либо новом организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения (Бирштейн М.М.)

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия, которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Особенно широко игровые технологии стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игровых технологий в учебном процессе.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более общей технологии;
  3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
  4. как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в. качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Основные принципы организации игры:

  1. отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
  2. принцип развития игровой динамики;
  3. принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
  4. принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
  5. принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи :

  1. опираться на достижения предыдущего возраста;
  2. стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  3. подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательная констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Организация профессионального обучения базируется на основных принципах обучения:

  1. обучение на уровне требований передовой техники производства;
  2. обучение на основе производительного труда;
  3. наглядность обучения;
  4. систематичность и последовательность в обучении;
  5. доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
  6. прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом+ обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед мастером встают новые задачи:

  1. создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
  2. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  3. использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  4. оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  5. поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  6. создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность;
  2. Творческий, очень активный характер этой деятельности;
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием профессионального обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).

Наиболее эффективной формой проведения уроков специальной технологии является применение игровых технологий, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.

Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках спецтехнологии по предмету «Технология отделочных строительных работ» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли работодателей, соискателей, инженера по ТБ. Мастер производственного обучения совместно с учащимися старшего курса выступает в роли работодателя, который распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  1. деловые;
  2. организационно-деятельностные;
  3. инновационные игры.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
Деловая игра воссоздает
предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст , в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций.

В процессе игры осваиваются:

  1. нормы профессиональных действий;
  2. нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

Форма организационно-деятельностной игры – одна из ключевых форм, используемых в учебно-образовательном процессе на экспериментальных и инновационных площадках сети мыследеятельностной педагогики. Основу игр в образовании составляют процессы работы с мыследеятельностью, то есть со всей совокупностью процессов мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии. В игре действуют законы «здесь и теперь» – ситуация разворачивается и решающими оказываются действия ребенка, его воля и цели, его мышление, а не нахватанная информация.
Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи . Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений (интеллектуальный, коммуникативных и организационных).

Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыследеятельности участников оргдеятельностной игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Примерами таких проблемных ситуаций является трудоустройство молодых специалистов условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т.п. Что делать в такой проблемной ситуации, с чего начать, к кому обратиться, что расценивать успехом или неудачей остается неясным и неопределенным.

Снижение степени неопределенности предложенной проблемной ситуации осуществляется посредством ведущих методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности. Их задача организация процесса рефлексивного восхождения участников игры от абстрактного к конкретному при анализе деятельности. Методологи активизируют специфические затруднения, возникающие при знакомстве с ситуацией и вхождении в нее, строят проблемное поле и формулируют проблемы, создают концепцию заказа на игру.

Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы:

1) самоопределения и выработки концепции заказа;

2) анализа проблемы или проблемной ситуации;

3) определения системы ценностей и целей деятельности, их иерархизация;

4) определение условий и выбор средств осуществления деятельности;

5) построения проекта (алгоритма) деятельности.

Каждый этап по своей организации и проведению предполагает чередование сессий и собственно групповой (командной) работы. Это задает ротационный характер игры. В ходе сессии участники и ведущие собираются вместе. Игроки получают соответствующие установки и задания от ведущих. Первая сессия также предполагает процесс группообразования или разбивки на команды. Каждая команда состоит из 4-12 игроков, которые будут тесно контактировать, дискутировать друг с другом в процессе создания группового продукта . Конструирование группового продукта - цель групповой работы, его презентация другим командам, публичная защита проектов - цель сессии. Каждый этап включает в себя 1-3 сессии и 1-3 групповые работы.

В ходе групповой работы команда взаимодействует со своим тренером из числа игротехников. Последний реализует в отношении игроков следующие действия:

  1. организует процедуру знакомства членов команды и распределения обязанностей между ними (в качестве обязательных должен быть выбран хранитель времени и секретарь архивариус, который фиксирует все предложения и гипотезы, выдвигаемые членами группы, оформитель, спикер, генераторы и организаторы, эти роли могут меняться или закрепляться за участниками на всю игру)
  2. активизирует процессы мыследеятельности и коммуникации участников посредством использования приемов брейнсторминга, групповой дискуссии, эмоциональной и информационной поддержки игроков
  3. управляет процессами групповой динамики
  4. способствует поддержанию деловой атмосферы и веры участников игры в успех их работы. Вместе с тем тренер не принимает непосредственного участия в создании группового продукта.

Групповая работа ведется по регламенту и занимает в среднем 45-90 минут, по истечении которых команды собираются на сессию. Здесь в ходе презентации и обсуждения проектов организуется общая групповая дискуссия, целью которой является оценка представленных продуктов групповой работы, нахождение в них сильных и слабых сторон, постановке задач на последующую работу. Продолжительность сессионной работы трудно спланировать заранее. Можно лишь говорить об ограничении времени, отводимого командам на презентацию продуктов своей деятельности (в среднем на одно выступление команде отводится от 12-15 до 20-25 минут). Ответы на вопросы и замечания занимают приблизительно столько же времени, но дискуссия может и затянуться, приняв характер противостояния отдельных команд. Особенно часто это происходит в случаях получения различными командами аналогичных заданий. Если же разные команды параллельно решают разные задачи, полемика может быть сведена к минимуму, а обсуждение продуктов групповой работы имеет своей целью лишь осознание членами команд того, что они сделали, и что им еще предстоит сделать далее. Наконец подведение итогов сессии и формулировка задач командам для следующей групповой работы занимает еще 5-10 минут.

Последняя сессия организационно-деятельностной игры направлена на слияние продуктов групповой деятельности, то есть наработку общего проекта (алгоритма) деятельности, который при этом приобретает черты некоторой универсальности.

Обучающим или дидактическим моментом организационно-деятельностной игры выступает завершающая рефлексия .

Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

Заключение

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.

Конкурентоспособность специалиста это:

  1. Ø компетентность и профессиональная мобильность;
  2. Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;
  3. Ø предприимчивость и деловитость;
  4. Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности - применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям.

Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.

Но нельзя буквально все уроки превращать в игру, да этого и ненужно делать. Необходимо, прежде всего, определить следующее:

  1. какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;
  2. выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;
  3. использовать игровые ситуации знакомые большинству учеников;
  4. учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.

Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».

Список литературы

  1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
  2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
  3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
  4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
  5. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
  6. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010.
  7. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2008.
  8. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
  9. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
  10. ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.

Формирование общих компетенций у студента невозможно без применения новых педагогических технологий. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием.

Основными качествами современных педагогических технологий являются системность, научность, структурированность, процессуальность. Качество обучения студентов напрямую зависит от выбора преподавателем педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту студентов. Одной из самых востребованных технологий является игровая педагогическая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

Сложность применения игровой технологии определяется многообразием форм игры, способов участия в ней партнеров и алгоритмами проведения игры. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения студентов в социуме;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики студентов, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру студентами, преподавателями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

В МТК на учебных занятиях игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровая технология применима ко всем учебным дисциплинам. Игровые формы обучения дают возможность преподавателям оптимально использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой деятельности.

Преподаватели колледжа выбирают разные формы игры. На учебных занятиях по экономике, обществознании, литературе, истории – игры творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Прибыльное производство», «Деловой дозор», «Город 21 века», «Законы города», «Сказка наоборот», «Моя фирма»). Игровая модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Особо выделяется среди форм игры – деловая игра. Деловая игра достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Деловая игра является нестандартной для студента ситуацией, в которой он должен не только применить полученные на занятиях знания, но и получить опыт решения профессиональных задач математическими методами. Возможность поиграть математическим аппаратом с учетом их профессиональной направленности и доказать себе: я могу освоить даже математику – является сильнейшим мотивирующим фактором, стимулирующим студентов в изучении учебной дисциплины «Математика». При выборе модели деловой игры преподавателю необходимо учитывать профессиональную направленность студентов, предварительно изучив специфику специальности. Во время подготовки к игре студенты должны четко представлять, как и где будут в будущем использованы приобретенные профессиональные навыки. Например, деловую игру "Математика и бизнес" эффективно проводить для профессий и специальностей технического и социально-экономического профиля. Цели данной игры направлены на расширение кругозора студентов в области математики, объединение элементов двух наук – математики и экономики, усвоение студентами понятий капитал, стоимость, банк, обучение студентов мыслить логически, распределение понятия “капитал” в соответствии со своими знаниями по курсу экономики.

На учебных занятиях по географии, истории, литературе, биологии преподаватели активно используют игру-путешествие. Такой вид игры носит характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются студентами в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: историка, литература, геолога, зоолога, топографа и т.д. Студенты пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта данной игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Стало быть, в результате игры у студентов рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Студенты много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Игровая технология актуальна в настоящее время из-за перенасыщенности современного студента информацией. Важной задачей колледжа становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра , которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на учебном занятии и во внеурочное время.

Как правило, дидактическая игра требует от студента умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее оставляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями студент учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактическая игра по истории («Путешествие в прошлое», «Экскурсия в 20 век», «Суд времени») является практической деятельностью, в которой студенты используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие – эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре студенты получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

На учебных занятиях по физике преподаватели применяют разные дидактические игры: игра-лото, игра-теннис, игра-домино, игра-эстафета. Преимущества игры заключается в сочетании умственной деятельности с движением, легкости индивидуализации опроса (сложные вопросы – сильным ученикам, простые – слабым), обеспечении самостоятельности работы студентов.

В МТК дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; технический КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю, мастеру чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление студентов.


«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский

На уроках производственного обучения необходимо обучать учащихся умениям практического использования знаний, при этом формировать определенные психологические качества будущих специалистов, развивать творческие способности и навыки учащихся. Игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются инициатива и самостоятельность учащихся. Использование на уроках игровых форм дает возможность:

Использовать коллективные формы взаимодействия учащихся;

Развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы;

Повысить интерес учащихся к профессии.

Игровая технология направлена на развитие поведенческих умений, как профессионального, так и социального характера, учащиеся учатся слушать, анализировать, высказывать свое мнение. К активным методам обучения относятся познавательные игры, которые снимают напряженность, побуждают интерес, вызывают радость, все это смягчает атмосферу умственной напряженности. Чем активнее учащиеся участвуют в учебном процессе, тем они сознательнее, осмысленнее, усваивают изучаемый материал. Как побудить учащихся активно участвовать при закреплении или изучении нового материала? Легко! Играючи!

По технике безопасности я использую систему активно – познавательных игр, которая помогает разнообразить процесс усвоения безопасных приемов труда портных.

1.Графический диктант

На первом уроке после 3 – х часового инструктажа по технике безопасности и охране труда, учащиеся еще не в состоянии запомнить все инструкции и не могут их повторить, но они готовы действовать. Поэтому для зачета я применяю графический диктант, где перевожу их знания в действия, то есть составляю предложения – вопросы от первого лица в виде предлагаемых действий.

Пример:

1 – проверяю машину на холостом ходу (ответ – да);

2 – если нужно, резко заторможу за маховое колесо (ответ – нет).

Диктант составляю из 10 – 12 вопросов – предложений. Учащиеся чертят полосу в тетради в клетку, измеряют равные отрезки по количеству вопросов и ставят на ней знак, ^ если ответ «да» и – если ответ «нет».

Получается график

^ ^ _ ^ _ _ ^ ^ ^ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Диктант активизирует психические процессы деятельности (восприятие, память, внимание, мышление) и дает, как правило, хороший итог, который проверяется быстро. Учащиеся получают радость от участия в игре – диктанте и удовлетворение от достигнутого результата. «Вышедшие из графика» вопросы обсуждаются всей группой.

2. Игра «Допуск»

У чащиеся делятся на 2 команды, проходящие контроль безопасности друг против друга. Они оценивают внешний вид друг друга на соответствие требованиям безопасности труда и дают «Допуск» к занятию - цветную фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Не получившие «допуск» - фишку отвечают на дополнительные вопросы по технике безопасности. И исправляет допущенные ошибки. Также включаю в игру «Допуск» проверку готовности к занятиям (наличие личного инструмента, заготовки лекал, крой деталей). Игра включает всю группу в процесс проверки готовности к занятию, учит учащихся деловому, корректному общению в группе, развивает самокритичность, исключает однообразные ситуации между мастером и учащимися, постоянно нарушающими требования техники безопасности. Всегда готовлю сюрприз: прошу дать допуск и мне, как мастеру. Учащиеся во все глаза ищут заготовленное мной «нарушение» - шарф на плечах, туфли на высоком каблуке, длинные бусы и так далее. Под дружное одобрение привожу и свой вид в соответствие с требованиями техники безопасности.

3. Игра «Кто знает больше запрещенных приемов»

Учащиеся делятся на 2 команды. Запрещенные приемы в технике безопасности – это те приемы, которые должны выполняться автоматически и не терпят разночтений. Игра проводится быстро, ответы должны быть четкие, при задержке право ответа передается другой команде. Выигрывает команда знающая больше ответов и собравшая больше фишек. Игра строится на добровольных началах, учащихся не заставляют, но пассивные постепенно сами включаются в игру с большим интересом, так как защищают интерес своей команды.

4. Игра «Сиквейн »

Ассоциативное стихотворение, развивающее критическое мышление. Соревнуются 2 команды. 1 – представляет стихотворение, загадку – другая угадывает, что соответствует ей в инструкции по технике безопасности.

А петельный автомат

Он ни в чем не виноват

Это я, закрыв глаза,

Не найду где тормоза.

Если утюгу не нужно уже больше нагреваться

Ты за шнур его не дергай, «хвостик» может оторваться!

5. Игра «Анализ производственных ситуаций»

Учащимся предлагаются различные производственные ситуации и они должны оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

Производственные ситуации № 1

Работница, решив сэкономить время, поменяла иголку при включенном электродвигателе и бросила ее в мусорную корзину.
- Работница за утюжильным рабочим местом работает без диэлектрического коврика.
- Прокладывая строчку, работница придерживает изделие двумя руками по обе стороны от иглы.
- Во время работы работница тормозит рукой за маховое колесо.
- Чтобы не потерять иголки работница заколола их на платье.

Учащимся на интерактивной доске предлагаются фотографии учащихся во время работы. Необходимо оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

6. Игра «Да или нет»

Инспектор по ТБ зачитывает правила ТБ, учащиеся должны ответить верно высказывание или нет.

Игра «Да или нет»

п/п

Вопрос

Ответ (да/нет)

Проверяю машину на рабочем ходу

Да

Ножницы и колышек положу вдали от вращающихся деталей машин

Да

Нитки, иглы и шпули буду менять, не выключая машину, чтобы сэкономить время

Нет

Игры делятся на три группы

1. Игры – упражнения

2. Дидактические игры

3. Ролевые или сюжетные игры

Наиболее простыми по подготовке и содержанию являются игры – упражнения , но роль их огромна. Они действуют на отдельные познавательные процессы. Одни развивают память, другие – мышление, третьи – внимание и т.д., то есть помогают решению различных педагогических задач. Методика применения проста – они могут быть использованы на всех этапах урока – при закреплении нового материала, при проверке изученного, время затрачивается от 2 до 10 минут.

1.Игра «Вставь пропущенное слово»

Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с пропущенными терминами или техническими условиями, необходимо их вставить.

2. Игра «Найди ошибку» Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с ошибками необходимо их найти и исправить.

3. Игра «Найди лишнюю деталь»

Учащимся предлагается зарисовка деталей кроя любого изделия с лишними деталями, необходимо их найти.

4. Игра «Встречный бой»

Учащиеся дома подготавливают вопросы, которые задают друг другу попарно. Игра требует внимания всей группы, так как вопросы не должны повторяться следующей парой учащихся. С каждой игрой учащиеся придумывают все новые интересные вопросы.

5. Игра «Разложи по полочкам»

На листе заготавливаются 3 кармашка (полочки) с названием швов – соединительные, краевые, отделочные. Учащиеся делятся на 3 ряда и по очереди подходят к столу мастера, берут полоски с названием швов, кладут на полочку и передают эстафету следующему по ряду участнику.

6.Игра «Собери картинку»

Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла в беспорядке, необходимо собрать ее в правильной последовательности. Сначала я делю группу на команды по 4 – 5 человек и даю задание с тем, чтобы они могли вслух проговорить ответ, обсудить друг с другом, то есть повторить тему еще раз, прежде чем выбрать коллективный ответ и в то же время как бы снимаю ответственность за ответ с конкретного учащегося и возлагаю на команду. У учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство товарищества и коллективной ответственности. Затем я использую эти карточки для закрепления материала и делю группу на команды по 2 – 3 человека, проверку знаний провожу индивидуально.

7. Игра «Выбери метод обработки» Учащимся предлагается определенное задание например «Обработка низа рукава манжетами» в изделии из льяной ткани спортивного стиля – необходимо выбрать метод обработки и обосновать его – игра способствует развитию критического мышления.

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Выбери необходимое оборудование, материал» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

8. Игра «Лото»

Изготавливаются учащимися карточки – поля с цифрами в клетках и цветные фишки. Заготавливаю вопросы по любым темам. Тот из учащихся кто первый ответит, закрывает фишкой клетку с номерами вопроса. Выигрывает тот, кто больше закроет клеток.

9.Игра «Веревочка»

По двум рядам пускается лист с вопросами. 1 стол – 1 вопрос, 2 стол – 2 вопрос. Чей ряд быстрее и правильно ответит, тот выигрывает. Кто даст неправильный ответ, кто не знает ответ ставит прочерк – веревочка рвется.

10. Игра «ДА или НЕТ»

По любой теме заготавливается 5-10 вопросов. Учащимся раздается карточка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Да

Нет

Правила игры – вопрос читается один раз и каждый учащейся ставит в клетку «Да» или «Нет» крестик. Мастер или сами учащиеся проверяют правильность ответов.

11.Игра «Эстафета»

Учащиеся делятся на несколько команд, выдается задание - написать последовательность обработки узла, участвует вся команда, операции обработки пишутся по очереди. Выигрывает команда быстрее и правильно выполнившая задание.

12. Игра «Байга»

Правила игры – участвует вся группа, вопрос задается один раз, необходимо на него быстро ответить, за правильный ответ выдается фишка, выигрывает учащийся набравший наибольшее количество фишек. Вопросы должны быть четкими, чтобы ответ на них был краткий, однозначный.

Дидактические игры

К ним относятся игры при которых избирается капитан, командир и так далее. Они выполняют организационную роль. К этим играм относятся воображаемые путешествия, КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» и т.д.

Игры КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» требуют дополнительной подготовки, их провождят с заранее заготовленными вопросами и музыкальными паузами между 2 – 3 командами. Оценки по 5 бальной системе. Чаще всего используются при повторении больших тем программы, при проведении соревнования или конкурса.

Игра «Футбол»

Группа делится на две команды. В командах выбирают вратаря, нападающего, защитника, игроков. Нападающий первой команды задает вопрос и бросает мяч (условно). Отвечают сначало игроки второй команды, если не ответили - защитник, последний – вратарь. Если ответ неправильный или неполный засчитывается гол команде.

Ролевые или сюжетные игры

Игра проводится в несколько этапов

    Подготовка к игре – определение темы, распределение ролей (контролер, технолог и т.д.)

    Ход игры – решение какой либо производственной задачи или выполнение практического задания

    Заключение – обсуждение результата.

Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (технолог, контролер – качества, инспектор по ТБ ). Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

Кроме отдельных игровых моментов на уроках производственного обучения, использую активные формы обучения - нетрадиционные уроки – игры (урок – соревнование, урок конкурс, урок – деловая игра).

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии, помогают достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления, подготовка компетентного выпускника.

Управление образования акимата Западно-Казахстанской области

ГККП «Технологический колледж »

Рассмотрено на заседании

предметно-цикловой комиссии

Руководитель ПЦК

Суюнова Г.С.

Протокол № __от « » 2014г

МАСТЕР – КЛАСС

«Применение игровой технологии на уроках производственного обучения»

Разработала – мастер производственного

обучения высшей категории

Титоренко С.И.

Уральск – 2014 г


ОГБПОУ СМТТ

Тема:«Применение игровых технологий на уроках производственного обучения»

ДОКЛАД на заседания цикловой комиссии по вопросу:

Тема: «Применение игровых технологий на уроках производственного обучения»

Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

    осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме;

    обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;

    предусматривается минимальное участие на уроке мастера производственного обучения.

    формируется профессионально значимые качества личности.

    развивается творческая активность, инициатива обучающегося, что позволяет повысить эффективность практического обучения.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого мастера производственного обучения, но они не должны преобладать в общей структуре обучения. Мастеру производственного обучения необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

Используемые мною ранее дифференцированный подход и классическую форму организации учебной деятельности я считаю менее эффективными и устаревшими по сравнению с инновационными. Среди различных видов инновационных уроков, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие:

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить меж предметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например, на уроках производственного обучения использую различные игры - игра «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Аукцион», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль), игра «Выбери необходимый материал», «Выбери необходимый инструмент», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Деловая игра - этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо строительного объекта, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, каменщик, прораб и т.д.) Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности.

Урок-исследование . В ходе производственного урока обучающимся выдают технологические задания на исследование новых приемов кладки. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию - он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ технологических процессов, выбор технологии кладки, инструмента и т.д. Результаты исследования обсуждаю, анализируются.

Урок-конкуренция . Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства обучающихся выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих стройках выпускников техникума. Выполняя творческое задание, например «Кладка столба 2х2кирпича с укладкой арматуры по трехрядной системе перевязки швов», обучающийся демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует обучающемуся право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих строительных организациях.

Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умению целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства , уроки – соревнования , базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – каменщик. Урок соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет обучающихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).

При применении на уроках производственного обучения технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание п о теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера производственного обучения. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой обучающихся и мастера.

Метод портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Метод проблемного изложения - метод, при котором мастер п\о, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа обучающихся, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно-исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством мастера п\о (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности обучающихся, подлежат контролю и оценке со стороны мастера п\о.

Проектная технология . Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером п\о стоит цель: показать на практике возможности применения знаний в постижении профессии каменщик, создать серию мини-проектов, выполняемых самими обучающимися под руководством мастера п\о. Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю обучающимся перечислить возможные ошибки кладки, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя». Широко использую на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у обучающихся правильное представление о современной технологии .

Личностно – ориентированная технология . Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый обучающийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающимуся предлагаю помочь неуверенным в себе обучающимся, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок п\о должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.

Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью, на использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.

Использование ИКТ уроках производственного обучения как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера п\о и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера п\о; как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающегося. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера п\о, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить обучающихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам производственного обучения. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами обучающихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру п\о, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты мастера п\о, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера п\о и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

При планировании и проведении таких уроков мастер п\о может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей обучающихся, также мастер п\о, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланировать собственный инновационный урок производственного обучения, который будет иметь место в системе профессионального обучения.Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

Список литературы:

    Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

    Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

    Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.

    Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

    Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

    Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.

    Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

    Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

    Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.


Close