Николай Семёнович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Фамилия его происходит от деда священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».

Известные произведения Лескова

На счету писателя множество романов, повестей, рассказов, пьес и очерков:

  • «Некуда».
  • «На ножах».
  • «Леди Макбет Мценского уезда» - по этой повести снят фильм.
  • «Левша».
  • «Очарованный странник».
  • «Житие одной бабы».
  • «Загадочный человек».
  • «Тупейный художник».

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881 г. и стилизовал его под сатирическую легенду. На прочтение оригинала рассказа потребуется от 45 до 60 мин. Прочтение обзора «Левша» (краткое содержание) занимает примерно 10 мин. Повествование в произведении идет от человека из народа, который не обучен грамоте и коверкает слова. Автор специально конструирует новые слова так. В рассказе поднимается проблема тяжести быта, самодержавия и невероятно трудных условий жизни простых русских людей того времени. Даже истинный талант, коим является Левша, Лесков не в силах наделить какими-либо благами на Родине. Давайте разбираться с произведением.

«Левша». Краткое содержание (главы 1-5)

Император России Александр I (с 1801 по 1825 года) после победы в войне с Наполеоном решил поехать по странам Европы и посмотреть достижения науки и техники союзных держав. Государя сопровождал генерал, видный полководец Отечественной войны 1812 года Платов (в рассказе - донской казак). Каждый раз, когда император начинал восхищаться чем-то ему показанным, то Платов уверял государя, что и у себя дома не хуже есть.

Однажды Платов с государем отправились в кунсткамеру редкое оружие смотреть. Платов сильно сконфузил англичан, продемонстрировав всем внутренний механизм показанного пистолета на котором с внутренней стороны красовалась надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

В последней кунсткамере английские мастера подали императору поднос. На нем была маленькая заводная блоха с ключиком. В микроскоп можно было разглядеть, как блоха кадриль танцует. Император, не раздумывая, заплатил за блоху миллион серебром и увез ее в Россию в футляре из цельного бриллианта размером с грецкий орех. Платов до самого Петербурга молчал и курил, пребывая в сильной досаде.

После кончины Александра I блоха перешла к государю Николаю I. Когда он решил ее пересмотреть,то обнаружил блоху недвижимой. Полководец Платов рассказал императору все, что знал. Государь Николай Павлович был в восторге от увиденного танца кованой блохи, но в таланты русского народа не уверовал. А Платову поручил доказать превосходство отечественных мастеров над английским умением.

В рассказе появляется Левша. Краткое содержание (главы 6-14)

За работу взялись три самых искусных оружейных дел мастера из Тулы. Характеристика Левши дается автором очень скудная. Говорится лишь, что он был косой, с родимым пятном на щеке и редкими на висках волосами, которые были выдраны еще во времена учения. Перед ответственным делом отправились мастера помолиться иконе и совершить молебен. После вернулись домой, заперлись и две недели не выходили из избы, только молоточками по наковальням стучали в полной секретности при свете лампадки.

На обратном пути в Петербург Платов не смог завести блоху, так как имел толстые пальцы. Разозленный атаман запрыгнул в карету, а первого попавшегося оружейника бросил себе в ноги и повез его ответ перед государем держать.

После завода блохи ключиком ничего не произошло. Она продолжала недвижимо лежать на боку. Приволокли тульского оружейника, который все это время под охраной находился, и велели ответ держать за содеянный ущерб.

Принесли микроскоп и Левша показал государю, что тульские умельцы блоху подковали на все ноги подковками, да подписали на них свои имена. Оружейники с самого начала имели такой план. Левша же изготовил маленькие гвоздики, которыми подковы прибивали. Государь Левшу, как был он весь в пыли, обнял и поцеловал и велел отвезти обратно в Англию подкованную блоху, чтобы доказать, что русские мастера лучше английских.

Как Левша попадает в Лондон и что из этого получается (главы 15- 20)

Англичане приняли косого мастера очень хорошо. Они объяснили Левше, что не учли тульские мастера по неграмотности вес подков. Оттого-то блоха и не смогла кадриль танцевать. Предлагали Левше выучиться, остаться и жениться. Но верный Отчизне Левша через переводчика отвечал, что на чужбине не останется и иностранная жена ему не нужна. Ходил мастер и все удивлялся, как хорошо работается людям на английских заводах и какой хороший уход они от этого имеют. Долго водили Левшу по заводам и мануфактурам, пока в один день он спешно не стал в Россию проситься. Увидел он у англичан что-то такое, что непременно должен был государю сообщить.

На обратно пути из Лондона плыл Левша на корабле и в даль глядел, Родину высматривал. Заскучал Левша и стал пить наперегонки со шкипером корабля. Да так много пили они, что черта морского каждый увидел в пене за кормой. Чуть было не прыгнули с чертом обниматься. Пришлось их обоих в трюме запереть до самого возвращения.

Англичанин с корабля в больном виде попал в посольство, где имел уход и лекаря. А Левшу бросили на телегу и отвезли в бедняцкий район. Там его больного после плавания и перепоя обокрали и стали по бесплатным больницам на телеге возить по холоду. Но нигде не принимали человека без документов. Перекладывали с телеги на телегу и все роняли и роняли.

Когда англичанин пришел в себя, отыскал друга Левшу на полу в больничном коридоре. Одно только мастер просил - два слова государю сказать. Пока лекаря ждали, помирать Левша стал. Только успел он прошептать доктору, чтобы передали его слова государю - чтобы не чистили наши ружья битым кирпичом. Иначе они стрелять не годными станут. Англичане так не делают. Но доктору не позволили с государем увидеться. А ружья так и продолжали чистить кирпичной крошкой, что послужило одной из причин поражения в Крымской войне.

Основная мысль произведения

В своем самом известном произведении «Левша» Лесков пытался донести, что в России всегда было много небывалых умельцев. Но как трудно жилось крестьянам и талантливым людям, как трагично заканчивалась их бесславная жизнь. Яркий этому пример - Левша. Краткое содержание не передает всей красоты русского языка и подчеркнутости обозначенной проблемы. Для полного понимания всех принижений, несправедливости и забитости простых людей в царское время рекомендуется прочитать рассказ «Левша» в оригинале.

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
  2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
  4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь .
  5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
  6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
  7. Доктор Мартын-Сольский – настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
  8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.
  9. Темы и проблемы

    1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
    2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
    3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
    4. Проблема любви к родным местам , к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
    5. Проблема отношения талантливых людей к труду . Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
    6. Проблематика власти . В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

    Главная мысль

    Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

    Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

    Особенности

    Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

    Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

    «Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

    Чему учит?

    Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

    Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» - это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преданиям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова - это сочетание истинно народных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыслями автора о сущности русского национального характера. Такая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ прикреплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на литературную реальность.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающего, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истинно народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя человеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чувства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабриках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нечего напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завистью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Левша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько становится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снимали, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скрывается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстрационно.



Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер - это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учился Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», поразившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий механизм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа - вот истинные причины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее на­смотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таим образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произведениях писателя.

Билет 9

  1. Н.С. Лесков. «Левша». Сочетание комического и трагического. Мир художественного слова писателя. (с. 397-400)

Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.

Пожалуй, самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в “Левше”, является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: “Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства” . Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.), “в своих... людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили”, но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых; гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант... В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества...

Левша - неказистый мужичок, с выдранными “при ученье” волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся “аглицкие” добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.

Непомерная любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа, что нередко оказывает губительное влияние на людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где “англичанина... привезли в посольский дом,... сразу позвали к нему лекаря и аптекаря...”, в то время как простого русского левшу “до самого утра... по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился...”.

Несмотря на трагичность судьбы главного героя, в произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров (“три человека,... один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...”), Левши (“...в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”).

С юмором описывает Лесков “спираль”, образовавшуюся от “безотдышной работы” “у мастеров в их тесной хороминке”, от которой “непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

Также комичность рассказу придает выдумка и остроумие автора, заключающиеся в использовании новых слов - иностранных слов, переделанных на русский манер или смешанных с исконно русскими выражениями. Примерами таких неологизмов являются слова: “тугомент” (“документ”), “нимфозория” (“инфузория”), “долбица” (“таблица”) и пр.

В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.

  1. С.А.Есенин. Стихотворения о Родине. Стихотворение наизусть. (с. 115-123)

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» замечательно не только искренним признанием поэта в любви к родине, но и тем, в какой поэтической форме это признание сделано, какими словами выражено. Первые же слова отсылают читателя к языку далеких предков. В речи восточных славян оборот «гой еси» был связан с упоминанием о здоровье и синонимичен слову «жить». Есенин обращается к родной Руси с пожеланием здоровья, жизни. поэт воспевает Русь деревенскую, крестьянскую. Строчка за строчкой рождают образы яркие, сочные, неожиданные.

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты - русская боль!” - восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Билет 10

1. А.С. Пушкин «Полтава». Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Пётр I и Карл XII. Роль Мазепы (выразительное чтение наизусть отрывка).

А.С. Пушкин хорошо знал и любил Украину, с которой познакомился во время своей южной ссылки. Он также интересовался событиями Петровской эпохи. В своей поэме «Полтава» Пушкин детально восстанавливает ход знаменитой битвы. Он дает понять, что ранее шведы почти не знали поражений, показывает, как развивались в тот день боевые действия: сначала шведы прорываются сквозь линию русских укреплений, откуда их обстреливает русская артиллерия(«сквозь огнь окопов рвутся шведы»), несут большие потери и теряют наступательный порыв. Затем в сражении наступает пауза («как пахарь битва отдыхает»). Наконец дело доходит до решительной схватки, в которой русские одерживают решительную победу. А.С. Пушкин точно характеризует психологическое состояние военачальников – Петра и Карла, дает потрясающие по своей меткости характеристики сподвижникам Петра («птенцы гнезда Петрова»).

Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:

…Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами…

Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.

Образ Мазепы Пушкина очень интересовал - и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Отрывок из поэмы «Полтава»

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се – равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

  1. Духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии». Связь с устным народным творчеством. (с. 43-51)

«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.

Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба».

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.

После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.

Билет 11

1. Метафора, олицетворение как художественно-изобразительное средство.

МЕТАФОРА (греч. Μεταφορά - перенесение) - вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

«Сказки»- одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминающихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петербурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сформировала у них только одно умение – поизносить «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись однажды утром посреди острова, они испытали настоящий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.

Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища» в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет. По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утрам к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его.

Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощными, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!» По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность. Мужик - большой умелец, он может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове. Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной».

Билет 12

  1. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок наизусть).

Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа.

В стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов с гневом и болью показывает, как строилась железная дорога между Петербургом и Москвой. Железная дорога была построена простыми русскими людьми, многие из которых потеряли в такой невероятно тяжелой работе не только здоровье, но и саму жизнь. Во главе строительства железной дороги стоял бывший адъютант Аракчеева граф Клейнмихель, который отличался крайней жестокостью и презрительным отношением к людям низшего сословия.

Уже в самом эпиграфе к стихотворению Некрасов определил тему произведения: мальчик спрашивает своего отца-генерала: «Папаша! Кто строил эту дорогу?» Стихотворение выстроено в форме диалога между мальчиком и случайным попутчиком, который и раскрывает ребенку страшную правду о строительстве этой железной дороги.

Первая часть стихотворения лирическая, она наполнена любовью к родине, к красоте ее неповторимой природы, к ее необъятным просторам, к ее покою:

Все хорошо под сиянием лунным.

Всюду родимую Русь узнаю…

Вторая часть резко контрастирует с первой. Здесь вырисовываются страшные картины строительства дороги. Фантастические приемы помогают автору глубже раскрыть весь ужас происходившего.

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

Жестокость по отношению к простым строителям, абсолютное безразличие к их судьбе показано в стихотворении очень ярко. Это подтверждают строки стихотворения, в которых погибшие на строительстве люди рассказывали о себе:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

В стихотворении Некрасов рисует картину, которая ранит сердце любого доброго и сострадательного человека. При этом поэт совершенно не стремился вызвать жалость к несчастным строителям дороги, его цель - показать величие и стойкость русского народа. Судьба простых русских людей, занятых на строительстве, была очень и очень тяжелой, но каждый из них внес свою лепту в общее дело. За окнами уютного вагона проходит череда изможденных лиц, вызывающих содрогание в душе ошеломленного ребенка:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Без труда, силы, умения и терпения простых людей было бы невозможно развитие цивилизации. В данном стихотворении само строительство железной дороги предстает не только как реальный факт, но и как символ очередного достижения цивилизации, которое является заслугой трудового народа. Лицемерны слова папаши-генерала о том, что:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать - разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

Не менее страшна и заключительная часть стихотворения. Народ получает свою «заслуженную» награду. За страдания, унижения, болезни, тяжелый труд подрядчик («толстый, присадистый, красный, как медь») дарит рабочим бочку вина и прощает недоимку. Несчастные люди довольны уже тем, что мучения их закончились:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней урядники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Отрывок из стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Время создания

Произведение Николая Семеновича Лескова создано в 1881 году. Замысел возник тремя годами раньше, когда писатель гостил у работника одного из оружейных заводов в окрестностях Петербурга. По словам современников писателя, как-то за столом в общей беседе вспомнили прибаутку о косом левше, который английскую блоху подковал да и обратно англичанам отправил. Возможно, это послужило отправной точкой для создания произведения.

Жанр произведения

Исследователи относят его к жанру сказа: повествование ведется от лица человека из народа со свойственными ему оборотами речи, искажениями иностранных, слов и соответствующей оценкой изображаемого.

Сюжет

Император Александр, побывав в Англии, привез оттуда подарок английских мастеров – серебряную миниатюрную блоху, которая заводится ключиком и исполняет танец. Один из приближенных императора, генерал Платов уверен, что русские мастера способны выполнить еще более тонкую работу. Он отвозит блоху тульским мастерам. Через две недели он забрал блоху, в которой, на первый взгляд, ничего не изменилось. Однако мастера сумели поставить ее на подковки. Платов привозит блоху и мастера Левшу в Петербург к императору. Все восхищаются тонкостью работы, но подковки сделали ножки блохи более тяжелыми, и она больше не может исполнять танец.

Левшу отправляют учиться в Англию. Там он видит уважительное отношение к образованным рабочим. Левше предлагают остаться за границей, но он не может оставить без попечения престарелых родителей и не может изменить православной вере.

Левша возвращается на корабле в Санкт- Петербург. По пути он простудился и тяжело заболел. Находясь при смерти, он очень стремится сообщить императору, что англичане ружья кирпичом не чистят. Один из докторов, услышавший эти слова, передает их кому-то из военных, но тот считает, что генералам виднее, и до императора эти слова не доходят.

Проблематика

В своем произведении Н.С. лесков ставит и решает широкий круг проблем

  1. Проблема бесправного положения народа связана с образом центрального героя, его условиями жизни, отношением к нему со стороны власть имущих.
  2. Проблема отсутствия образования у простого народа также связана с образом Левши. Его талант мастера уникален, но ему не хватает элементарных знаний.
  3. Проблема недооцененных талантов представителей народа. Образованное сословие зачастую даже не представляет сколько одаренных талантливых людей живет в деревенской глуши. Их способности могли бы прославить страну.
  4. Проблема преклонения перед иностранными мастерами и их умением поднимается Лесковым, когда он изображает пребывание российского императора в Англии.
  5. Проблема патриотизма в представителях разных сословий. Как понимают любовь к Отечеству и служение Родине император, генерал и простой тульский мастер Левша?

Тематика

В рассказ об удивительном таланте тульского мастера входят равноправными действующими лицами российские императоры Александр Павлович, Николай I, императрица Елизавета генерал Платов – вполне реальные исторические личности. Но главным предметом изображения служит талант народного мастера, и многие персонажи так или иначе проявляют своё отношение к дарованиям простых мастеров. Одни склонны преклоняться перед иностранным и недооценивать своих умельцев, а другие, напротив, верят в превосходство русских мастеров.

Система образов

Центральным героем произведения является безымянный русский мастер, который проделал необычайно тонкую работу: он и его товарищи сумели выковать миниатюрные подковки для стальной блохи, которую подарили русскому императору, когда он был за границей. Левша же сделал крохотные гвоздики, с помощью которых подковки крепились на лапки механической игрушки. Лесков не описывает процесс выполнения этой тончайшей работы, говорит только, что творится она в необычайной тайне: мастера работают углублённо, сосредоточенно, с полным самоотречением, кажется, даже пожар не мог бы заставить их прерваться. Они простые русские люди, не привыкшие хвастаться, не обещающие превосходного результата. Перед ответственным делом они идут поклониться чудотворной иконе, просить Божьего благословения. Патриотизм Левши проявляется во время его пребывания в Англии, где он узнает об условиях труда иностранных рабочих, об их подготовке, о том, как проводят они свои выходные дни. Он отвечает отказом на все просьбы остаться за границей, жениться, пройти обучение. С другой стороны, он жадно впитывает всё, что можно и нужно перенести на русскую почву, всё, что может пригодиться в России.

Среди других образов сказа можно выделить донского казака Платова, очень переживающего, когда император Александр восхищается умением иностранных мастеров. Платов уверен, что в России могут и умеют выполнять тонкую работу, делать оружие ничуть не хуже. Он делает всё, чтобы доказать это англичанам.

Император Александр Павлович полон восторга перед иностранными мастерами и их работой. Он считает, что русским следует учиться у них, готов платить огромные суммы за бриллиантовый орех, в котором находится стальная блоха и ее ключик.

Николай Павлович, напротив, верит в мастерство тульских оружейников и просит Платова отвезти блоху, изделие английских мастеров, нашим умельцам.

Левша превосходно находит общий язык с английским полшкипером, с которым вместе отправляется на корабле в Россию. Простой, дружелюбный моряк становится приятелем Левши.

Невозможно не почувствовать симпатии автора талантливому русскому мастеру, сочувствия его тяжелому положению. Повествователь так же, как главный герой произведения болеет душой за интересы страны, с сожалением говорит о том, что последние слова Левши так и не дошли до русского императора.

Актуальность произведения

Вопросы личности и власти, отношение представителей власти к народу и незаурядным, талантливым его представителям остаются актуальными по сей день. Произведение учит ответственному отношению к своим обязанностям, честности и любви к Отечеству.

Вариант 2

Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.

Ключевым персонажем повести является Левша, изображенный в качестве неказистого нищего мужичонки, кузнечного дела мастером, отличающего сильным характером, уверенностью в себе не только относительно жизни, но и в отношении выполняемой им работы и ее качестве.

Герой с достоинством и смелостью общается не только с русским государем, но и с представителями иностранных держав. Будучи отправленным на чужбину, он с увлечением изучает диковинные изделия заграничных мастеров, стремясь постичь их премудрости, а также продемонстрировать собственную смекалку и умение с целью доказать великие возможности своей отчизны.

Произведение представляет собой повествование в виде сказания, но имеющего отличия от традиционного жанра сказа, который нацелен на устную речь и ведение рассказа от имени непосредственного участника, происходящего.

Лесковская повесть использует в своем содержании неповторимое авторское своеобразие, выражающееся в использовании баснословия, смены манеры изложения событий на протяжении повествования, а также применение различных художественно-литературных приемов, которые передают мотивы народного поэтического творчества (тавтологии, глаголы с приставкой, уменьшительно-ласкательные слова и выражения, видоизмененные поговорки).

Кроме того, писатель использует в произведении многочисленные неологизмы, заключенные в описании предметов, действий, состояния. Эмоций, которые позволяют продемонстрировать особенную литературную игру.

Написанная народным языком повесть наполняется тонкой авторской иронией, созвучной русского национальному характеру.

Образец 3

Данное произведение Николая Лескова является самым популярным в его творчестве. Сочинение увидело свет в 1891 году, было представлено в сборнике «Праведники». Полное название имеет несколько больше слов. А именно «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Стоит отметить, что Николай Лесков в этом произведении затрагивает жизнь простого человека. Сам автор предлагает воспринимать это сочинение как народное произведение. Внимание читателя концентрируется на сюжете, в том числе главный персонаж произведения выступает в роли героя, как в старых былинах. Эта компоновка подтверждает «народность» сочинения. Автор старается избегать своего мнения, чтобы добавить реализма как в народных повествованиях.

Жанровая принадлежность произведения. Многие относят «Левшу» к жанру критического реализма. Но не все так просто. Автор повести использует иногда сказочные мотивы. Хотя они не являются главным критерием оценки жанра. Реализм произведение в полной мере раскрывает автор, упоминая русский народ, его традиции и характер. Здесь повествуется о простом рабочем люде, который подобно главному герою, в некоторых ситуациях проявляет свою самобытность и навыки. В повествовании также затрагивается роль единодержавия как основной формы правления государством. Читателю предстоит увидеть две стороны медали. Два мира, монархический и Западный в сравнении. Где царь всячески старается противостоять современным принципам правления. Очень ярким литературным приёмом данного произведения является переплетение трагических мотивов с комедией, реальности со сказкой.

Стоит подробно отметить стилистические приёмы в сочинении. Автор не скупаться на сравнения. Практически все произведение построено на данных литературных композициях. С одной стороны выступает жизнь в России и Англии, также проводится параллель между простым и влиятельным населением. Напряжении всего повествования автор раскрывает образ главного лица государства. Небольшими зарисовками чётко передаётся вся требуемая информация.

Будет не правильно оставить без внимания главного персонажа. В произведении он представлен как трудолюбивый и шибко талантливый человек. Автор очень подробно и красочно представил читателю главного персонажа. Выступает он в исключительно положительном образе. Практически национальный герой и человек верный своему Отечеству. Очень сильно акцентируется внимание на его патриотизме и праведности. Человек который не продаст Родину никаким англичанам, как подмечено в повести были такие предложения.

Произведение ярко показывает истинного патриота своего государства. Который при любых обстоятельствах и условиях не предаёт и не теряет любви к родной земле. Чувствуется глубокая любовь и преданность интересам своего государства. Даже находясь на волоске от смерти, этот человек думал, как передать своему правителю секрет лучшего хранения оружие, заботясь о своём государстве с искренним энтузиазмом. Автор старается убедить всех, что простые люди создают государство и благодаря им оно существует.

Главным героем является мужчина, у которого имеются способности. С виду это обычный парень и занимается он в своей кузнице с утра до позднего вечера. Если он взялся за дело, то пока его не доделает до конца, не успокаивается.

К нему съезжаются с разных стран и городов, а все, потому что все знают о том, что у него просто золотые руки. Также к нему приехал государь для того чтобы посмотреть что он создает при помощи своих рук.

И даже когда он оказался в чужом краю, то не перестает заниматься своим любимым делом и внедряет свои идеи в новые технологии, которые потом используются людьми. Кроме этого в чужих краях он старается постичь их таланты и научиться ими. Но про свою родину не забывает и постоянно скучает по ней. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно и поэтому он просит императора отпустить его домой.

Домой он отправился на корабле. Там он встретился с одним полшкипером, который умел прекрасно говорить по-русски, а также понимал все что ему говорят на этом языке. Закончилось все большой пьянкой и они оба попали в больницу. Там у него из карманов вытаскивают все что можно, а потом оставляют его умирать. Напоследок Левша старается сделать так, чтобы все его слова добрались до императора, ведь это важная информация, вот только его никто слушать не хочет.

Умирает наш главный герой прямо в больнице на полу, а мысли его находятся на своей родине, которую они никогда больше не увидит и приехать туда больше никогда не сможет.

За все время на Левшу упало огромное количество проблем и несчастья, но мужчина с честью и высоко поднятой головой выдерживает все это.

В произведении встречается не только волшебные приключения и басня, но еще и различные крылатые выражения, а также фольклорная сатира.

Из данного произведения можно сделать вывод, что страна совсем не думает о своих героях и не может оценить их таланты по достоинству. А вот в других странах его принимают совсем по-другому.

Вот так император, узнав о том, что Левша создал блоху, лишь некоторое время об этом помнил, а потом забыл. А когда об этом узнали в других странах, то они приказали своим мастерам придумать, а потом создать что-нибудь такое, что намного лучше будет, чем блоха, но у них ничего не получилось.

Суть, смысл и идея повести Левша

Повесть под названием Левша, за авторством Лескова представляет собой сказ, то есть легенду, которая основана на подлинных событиях. В действительности не совсем известно является ли произведение стилизацией или действительно основано на какими-то подлинных событиях. Есть основания полагать будто Лесков многое выдумал, но при этом снабдил повесть подлинными историческими фигурами и также добавил собственное глубокое знание народа.

Произведения Лескова характеризуются довольно точным пониманием различных сообществ, ясным видением людей, но нередко во всем этом наблюдается какая-то рафинированность смешанная с тоской. Ведь Левша (имеется в виду здесь и далее герой повести) – фигура трагическая, а он является олицетворением всего народа. В рваных лохмотьях, сохраняющий достоинство и трудящийся только для страны.

Эта муравьиная гордость и самоотверженность воспринимается Лесковым как нечто естественное, также как Платов у него именно такой каким хочется видеть читателю казачьих генералов. Эти фигуры немного гипертрофированные и слишком стереотипные, хотя, перед нами сказ. Поэтому следует сделать некоторую скидку в этом смысле.

Автор пытается представить читателю идею безраздельной преданности народу. Во многом его мысли выражаются и через Платова и через Левшу. Платов – суровый атаман, который верит во все русское и обладает собачьей преданностью царю.

Конечно, возможно, современные чиновники просто измельчали и лицемерие стало более распространенным, но нечто подсказывает – и раньше не было таких чистых Платовых, были только внешне Платовы. Также и в Левшу поверить трудно в такого самоотверженного представителя народа, который на уровне святого забывает о себе и трудится только ради собственной страны, подковывает блоху, для того чтобы страна была лучше других, да и царь порадовался.

Вот такое веселое и складное отечество выходит у Лескова и ничем иным как своеобразной пропагандой или, как сейчас принято говорить, работой на Кремль (хотя во времена Лескова столица была в Петербурге) подобное произведение не назовешь. Однако, на самом деле в этом весь Лесков, он просто многое идеализировал, старался писать честно и открыто, насколько было возможно именно для него. Поэтому лесковская правда про народ в стране и про вышестоящих выглядит такой печальной и тоскливой.

Его Левша – Александр Матросов, который с улыбкой лезет на амбразуру, хотя Дзот возможно взять и без этого, его Левша – искреннее доверие лицемерию властьимущих. Его Платов – туполобый патриотизм чиновника в стране, которая хочет быть лучше Европы, но плюет на собственных людей и растит интеллигенцию, которая с детства говори по-французски. И смысл этой повести весьма грустен.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Путешествие на поле славы (Бородино Лермонтова 5 класс) сочинение

    У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям

  • Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение

    Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

  • Рецензия на книгу 451 градус по Фаренгейту (Брэдбери)

    Сейчас тема антиутопий в моде. Постоянно пишутся новые книги, снимаются фильмы. И люди идут смотреть в кинотеатры очередных «Соек», где обязательно показывают жестокий мир будущего

  • История создания романа Дубровский Пушкина

    Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год


Close