Ведя переговоры важно понимать, с каким типом собеседника вы имеете дело. Исход переговоров, во многом будет зависеть от того, насколько верно мы определили тип собеседника и подобрали тактику работы с тем или иным типом.

Можно выделить 9 основных типов собеседников , часто встречающихся в переговорах. Стоит помнить, что в жизни редко встречаются «чистые» типы собеседников, как правило, каждый человек совмещает в себе несколько черт. Тем не менее, если мы знаем основные типы собеседников, то сможем подобрать нужный «ключик» для каждого.

Итак, основные типы собеседников в переговорах:

Тип 1. Позитивный человек

Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С ним можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

  • вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов
  • следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом
  • в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.

Тип 2. Вздорный человек

Этот собеседник нетерпелив, возбужден и не сдержан. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

  • всегда оставаться хладнокровным
  • когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их
  • привлечь его на свою сторону.

Тип 3. Всезнайка

Этот собеседник думает, что знает все и лучше всех. Он всегда требует слова и постоянно высказывается. По поводу и без.

В общении с данным типом собеседника следует придерживаться правил:

  • посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой
  • время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться
  • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.

Тип 4. Болтун

Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Относиться к нему стоит так:

  • как и «всезнайку», посадить его поближе к позитивному собеседнику или к авторитетной личности
  • когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.

Тип 5. Трусишка

Такой собеседник всего боится. И главное — публичных выступлений. Ему легче сквозь землю провалиться, чем высказать свое мнение. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:

  • решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес
  • аккуратно помогать ему формулировать мысли
  • специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это следует тактично.

Тип 6. Хладнокровный неприступный собеседник

Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.

Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:

  • заинтересовать его в обмене опытом
  • задавать ему вопросы, вовлекать в беседу
  • в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.

Тип 7. Незаинтересованный собеседник

Тема беседы вообще не интересует такого партнера. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

  • задавать ему вопросы информативного характера
  • придать беседе интересную и привлекательную форму
  • попытаться выяснить, что интересует лично его.

Тип 8. Важная птица

Этот тип собеседника не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Это человек с большим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:

  • нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы
  • не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц
  • очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да — но».

Тип 9. Почемучка

Этот тип собеседника любит задавать вопросы. И ему неважно, интересует это окружающих или нет. Как справиться с таким собеседником?

  • все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому
  • на вопросы информационного характера отвечать сразу
  • без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать нужный ответ.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде . Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

Случались ли с вами ситуации, когда неосторожное слово приводило к непредсказуемым последствиям? Чем заканчивались такие ситуации? А могло бы все закончиться по-другому? Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Виктором Владимировичем Голявкиным , прочитаем его рассказ «Болтуны», выясним сюжет и главную мысль текста. Будем учиться выразительно читать , разыграем спектакль, исполняя текст по ролям .

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. В раннем детстве у Виктора проявились способности и тяга к рисованию. Он рисовал всегда и всюду.

Когда ему исполнилось 12 лет, началась война, его отец ушёл на фронт. Виктор рисовал карикатуры на фашистов и на Гитлера.

После войны Виктор Голявкин выбирает живопись, заканчивает художественное училище в Сталинабаде, а позднее и институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Но у художника появляется ещё и желание писать рассказы для детей, которые он сам и оформляет. В 1959 году выходит его первая книжка «Тетрадки под дождём», а затем ещё ряд других: «Ты приходи к нам, приходи», «Это мальчик», «Мой добрый папа» (1964 г.); «Рисунки на асфальте» (1965 г.).

Знакомство с произведением В. Голявкина «Болтуны». Первичное чтение.

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу.

- Это я, - сказал он. - Похоже?

- Нисколько, - ответил Юра, - у тебя не такие уши.

- А какие же у меня уши?

- Как у осла.

- А у тебя нос - как у бегемота.

- А у тебя голова - как еловая шишка.

- А у тебя голова - как ведро.

- А у тебя во рту зуба нет…

- А ты рыжий.

- А ты селёдка.

- А ты вуалехвост.

- А что это такое?

- Вуалехвост - и всё.

- А ты первердер…

- Это ещё что значит?

- Значит, что ты первердер.

- А ты дырбыртыр.

- А ты выртырвыр.

- А ты ррррррр…

- А ты ззззззз…

- А ты… ы! - сказал Юра и увидел рядом учителя.

- Хотел бы я знать, - спросил учитель, - кто же всё-таки вы такие?

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

Кто герои рассказа?

Какая история произошла с ребятами?

Была ли серьезная причина, чтобы дразнить, обзывать друг друга?

А что бы могло произойти, если б учитель их не остановил?

Проверьте себя.

Сеня, Юра, учитель.

Мальчики болтали на уроке.

Нет, они просто баловались.

Могла бы случиться драка. Казалось бы, маленький пустячок, а мог закончиться не смешно, если бы не пришел учитель.

Вы заметили, что у рассказа пропущено название? Как можно назвать таких ребят?

Выберите наиболее подходящее.

Хвастуны

Подсказка: уточните значение этих слов.

Лгун - человек, который говорит неправду.

Хвастун - человек, который хвастается.

Болтун - человек, который болтает.

Можно обратиться к словарю и найти более точное толкование слов.

Лгать - говорить неправду, клеветать…

Хвастаться - неумеренно восхвалять свои достоинства, часто преувеличенные.

Болтать - говорить быстро, много о чем-нибудь незначительном или то, о чем не следует.

Проверьте себя.

Виктор Голявкин назвал рассказ «Болтуны» (рис. 2).

Рис. 2. В. Голявкин «Болтуны» ()

Повторное чтение. Обобщение.

Перечитайте текст.

Попробуйте самостоятельно заполнить строки.

Название произведения____________________________

Жанр произведения _______________________________

Персонажи__________________________________

Сюжет (о чём рассказывается?)__________________________________________

Название произведения: «Болтуны»

Жанр произведения: рассказ

Персонажи: Сеня, Юра, учитель

Сюжет: о двух мальчиках, которые болтали на уроке

Главная мысль: нужно думать, прежде чем говорить, иначе мелкая пустая ссора может довести до беды, если вовремя не остановиться

Работа над выразительным чтением

Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

Наверное, смех. Произведения со смешными сюжетами получили название юмористические. Такие произведения интересно инсценировать, читать по ролям.

Сколько ролей в этом спектакле? Кто участвует в разговоре? Правильно: Сеня, Юра, учитель. Обозначим слова Сени буквой С, Юры - Ю, учителя - У.

С: Это я. Похоже?

Ю: Нисколько, у тебя не такие уши.

С: А какие же у меня уши?

Ю: Как у осла.

С: А у тебя нос, как у бегемота.

Ю: А у тебя голова, как еловая шишка.

С: А у тебя голова, как ведро.

Ю: А у тебя во рту зуба нет…

С: А ты рыжий.

Ю: А ты селёдка.

С: А ты вуалехвост.

Ю: А что это такое?

С: Вуалехвост- и всё.

Ю: А ты первердер.

С: Это ещё что значит?

Ю: Значит, что ты первердер.

С: А ты дырбыртыр.

Ю: А ты выртырвыр.

С: А ты ррррррр.

Ю: А ты зззззззз.

С: А ты…

У: Хотел бы я знать, кто же всё-таки вы такие?

Выставка книг

У Виктора Голявкина много юмористических рассказов. Познакомьтесь с некоторыми из них. Рассмотрите обложки книг. Прочитайте их названия (рис. 3).

Рис. 3. Рассказы В. Голявкина ()

Выполните задание.

Определите, на какую полку можно поставить эти книги?

1 Рассказы о животных.

2 Сказки.

3 Рассказы о детях.

4 Стихи о природе.

Проверьте себя.

Эти книги можно поставить на полку «Рассказы о детях»

Сегодня на уроке мы прочитали произведение В.В. Голявкина «Болтуны», сделали вывод о том, как важно думать, прежде чем что-то говорить, иначе неосторожное слово может привести к непредсказуемым последствиям. Мы учились читать выразительно, по ролям, рассмотрели выставку книг В. Голявкина, определили по обложке их названия.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
  1. Umk-garmoniya.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечитайте произведение. Подготовьте его выразительное чтение.
  2. Разыграйте со знакомыми спектакль по тексту рассказа.
  3. Чем могла закончиться ситуация, если учитель не пришел? Придумайте другое поучительное продолжение рассказа.
  4. Нарисуйте иллюстрацию к тексту.
  5. Подумайте, какой совет вы бы дали детям, если бы увидели в жизни такую ситуацию?

Гораздо приятнее работать с теми, кто говорит понимает вас с полуслова, готов идти на всяческие компромиссы, четко и по существу излагает свои мысли. Однако не всегда наши желания исполняются на сто процентов. Наверняка, каждому из нас на работе приходится общаться с людьми, достигнуть взаимопонимания с которыми не так-то просто. Однако и с ними уживаться вполне возможно. Достаточно выбрать нужную стратегию поведения.

Есть несколько типов неприятных личностей. Одним наводят на нас скуку, другие - доводят до бешенства своими постоянными придирками, третьи - ввергают в состояние уныния. Однако, к счастью, к каждому из них есть свой подход.

Типы «трудных» собеседников

1. Болтун. Такой человек часто не имеет ничего против вас. Однако разговор с ним вечно превращается в настоящую пытку. Даже если вы пришли к нему с вопросом, котороый решается за пять минут, нет никакой гарантии, что беседа не затянется на часы. Проблема в том, что болтун вечно перебивает вас, не дает завершить мысль, вклинивается. Собеседнику такого человека остается только терпеливо ждать пока он выговорится.

При этом болтун часто сбивается с темы, и следовать нити разговора не получается никак. В результате, задав конкретный вопрос, вы можете нарваться на долгий рассказ о том, как человек проколол утром колесо, в семилетнем возрасте ходил с бабушкой в лес за грибами или ездил на рыбалку в прошлые выходные. Того, что он тратит ваше время, болтун не замечает.

Общаться с такими людьми очень утомительно, поэтому многие предпочитают решать проблемы самостоятельно или же обращаться к другому специалисту. Но что если беседы с болтуном не избежать?

Совет: если вы видите, что болтун перехватил инициативу, и разговор ушел «не в ту степь», вежливо, но настойчиво верните человека к изначальной теме. Для этого корректно остановите человека и уточните, как все-таки то, о чем он говорит, связано с вашим вопросом.

Если в беседе участвуют другие люди, можно поинтересоваться их мнением. Также в начале беседы сразу можно очертить временные рамки. Например, вы явились на встречу с клиентом, который любит поболтать. Ваше время дорого, так что сразу объясните, что на встречу у вас есть всего полчаса. Это вынудит болтуна говорить по существу и концентрироваться только на самых важных проблемах.

2. Отличник. Как и болтун, отличник тоже всюду старается вставить свои «пять копеек». Хотя, в отличие от предыдущего типа, он всегда высказывается по существу, от этого не легче. Отличнику настолько хочется продемонстрировать свои подкованность и глубочайшие знания во всех вопросах, что он не дает другим членам дискуссии и слова вставить. Такого человека легко представить за школьной партой высоко тянущим руку и всегда готовым к ответу. Конечно, заслуг отличника отрицать нельзя. Он,чаще всего, действительно довольно умен и своими познаниями может выручить в сложной ситуации.

Но когда его становится «слишком много», он начинает раздражать. Часто такие люди приобретают славу лизоблюдов и выскочек, хотя цель отличника - не получить выгоду или понравиться кому-то, а просто показать свои знания. Это практически физическая потребность отличника.

Совет: если вы видите, что отличник начинает своими познаниями подавлять вас или остальных членов дискуссии, вежливо напомните, что неплохо бы было выслушать и другие мнения. Особенно это касается спорных вопросов, где единой точки зрения не может быть. Если инициативу отличника не удается погасить и так, есть другой выход. Можно начать задавать вопросы из той области в которой отличник некомпетентен. Тогда ему не останется ничего другого, кроме как дать высказаться специалистам по данному вопросу.

3. Спорщик. Иногда кажется, что такой человек мало интере6суется непосредственно сутью того, что вы говорите. Для него самое важное - это прицепиться к вашим словам и начать задавать уточняющие вопросы, поправлять, уточнять или оспаривать вашу позицию. Причем порождаются эти вопросы и реплики не желанием что-то узнать и уяснить для себя. Спорщик вклинивается ради самого спора.

Когда более-менее разумные возражения и вопросы заканчиваются, спорщик начинает их выдумывать и продолжает выводить вас из себя своими придирками. Совет: спорщик очень редко имеет цель действительно получить от вас какую-либо информацию посредством своих вопросов и возражений. Ему гораздо интереснее ваша реакция. Сбивая собеседника толку, он как бы пробует его «на зубок». Если вы смутитесь или же выйдете из себя, спорщик почувствует в вас слабость.

Если вам попался такой экземпляр, у вас два выхода. Первый - ответить вопросом на вопрос, хоть это и невежливо. Вполне возможно, спорщик отступит, если вы используете против него его же оружие. Второй вариант - обратить возражение или вопрос спорщика в шутку, а затем продолжать изначальную мысль.

4. Бунтарь. Такой человек очень эмоционально и негативно отвергает все ваши предложения и идеи. Что бы вы ни говорили, он будет решительно протестовать. Этот человек намеренно идет на конфронтацию, всеми своими действиями и словами противопоставляет себя вам. Спокойного и конструктивного разговора с таким человеком не будет, так как он отказывается выслушать вам.

Совет: чаще всего бунтарями «не рождаются, а становятся». То бишь, резко агрессивное поведение чем-то вызвано. Возможно, вы чем-то «насолили» этому человеку? Или же он находится в плену собственных стереотипов? Ни в коем случае не выходите из себя. Сохраняйте хладнокровие и профессионализм, не позволяйте вовлекать себя в конфликт. А лучше всего, наедине с бунтарем выясните, в чем причины его негативного к вам отношения. Во многих случаях причиной могут являться совершенно незначительные недомолвки или недопонимание. Если вам удастся их преодолеть, проблема решится.

Если же доверительная беседа, на ваш взгляд, не поможет, попробуйте перед началом разговора продумать, с какими возражениями столкнетесь. Мысленно отработайте их и сразу, не дожидаясь замечания собеседника, проговорите спорные моменты. Если чувствуете, что обстановка накаляется, предложите собеседнику сделать паузу и вернуться к вызвавшему столь горячие споры вопросу чуть позже.

5. Молчун. Отвечает односложно и очень осторожно. От него не приходится ждать развернутых ответов. Он все время старается отвечать односложно, чтобы не сболтнуть лишнего или же не показаться некомпетентным в каком-либо вопросе. В ходе коллективной дискуссии такой человек предпочитает отмалчиваться.

В личной же беседе он стеснителен и очень напряжен. Ответ на любой вопрос он, как правило, начинает с фразы «я не знаю, что сказать» или «вы, наверное, обратились не к тому человеку».

Совет: причина скрытности молчуна в его неуверенности в своих силах. Такого собеседника нужно подбадривать. Чтобы этот человек не замкнулся в себе, не изображайте из себя строгого критика. Напротив, всем своим видом показывайте заинтересованность. Робкий собеседник нуждается в одобрении. Так что между фразами молчуна вставляйте реплики вроде «очень интересная позиция», «я с вами абсолютно согласен», «да, я тоже об этом думал». Когда молчун чувствует, что его мнение интересно, и он «говорит все правильно», это стимулирует его красноречие.

6. Безразличный наблюдатель. Кажется, что этому человеку больше хочется вздремнуть, чем слушать вас. Он демонстрирует полнейшее безразличие к предмету разговора и чуть ли не зевает.

Совет: если вы сидите, что ваш собеседник не слушает вас и не пытается вникнуть в смысл ваших слов, прервите свою заготовленную речь и обратитесь к человеку напрямую. Спросите, все ли ему ясно из ваших слов. Попросите высказать мнение о предмете вашего разговора. Также поинтересуйтесь и попытайтесь выяснить, что беспокоит и интересует человека. Как только такая тема найдена, безразличный наблюдатель скинет свою маску.

7. Плакса. Любой разговор с таким человеком непременно заканчивается тем, что он рассказывает вам обо всех своих бедах и несчастьях. И жена его пилит круглые сутки, и машину с утра поцарапали, и на работе все вечно его обижают и вставляют палки в колеса. В общем, плакса часами может с упоением рассказывать вам о том, как жизнь к нему несправедливо. Такие люди заряжают негативом и сбивают с толку. Из-за их бесконечных жалоб порою можно забыть, с чего начался разговор. Таким образом, и задача не решена, и настроение вы себе испортили.

Совет: не давайте плаксе брать инициативу в свои руки. Вы должны излучать позитив. Сразу излагайте свой вопрос. Выслушивая ответ, постоянно уточняющими вопросами выводите человека на тему, с которой начали беседу, не давайте углубляться в размышления о жизни. Постарайтесь получить нужную вам информацию как можно быстрее.

Общение даже с самым скучным или несносным собеседником порой необходимо. Поэтому нужно знать, как правильно общаться с такими людьми. Правильная тактика позволит быстро добиться поставленного результата и сделать беседу более конструктивной.

Болтун

Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

К нему желательно относиться следующим образом:

как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Трусишка

Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно:

задавать ему ясные, конкретные вопросы;

продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

применять одобряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;

специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

Хладнокровный, неприступный собеседник

Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

В этом случае любым способом необходимо:

заинтересовать его в участии обсуждения проблемы;

применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Незаинтересованный собеседник

Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу.

Поэтому нужно:

задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

постараться выяснить, что интересует лично его.

Важная птица

Такой собеседник не выносит критики -- ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:

нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

не допускать никакой критики по адресу лиц как присутствующих, так и отсутствующих;

не раздражаться из-за его манеры вообще. Помнить, что ваша цель -- конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;

до определенного момента соглашаться с ним, что уменьшит его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что... ?» Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Почемучка

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником?

Здесь может помочь следующее:

на вопросы информационного характера отвечать сразу;

при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете?»;

сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ответ.

Цель приведенной классификации -- показать разнообразие типов собеседников. Каждый при желании может продолжить и уточнить классификацию, основываясь на собственном опыте организации и проведения деловых бесед.

Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.

Открытый урок

по литературному чтению в 1 классе.

Учитель: Пархалина Т.В.

Тема: В. Голявкин «Болтуны».

Цели:

  1. познакомить с творчеством автора
  1. отрабатывать технику чтения
  1. учиться читать по ролям, соблюдая интонацию
  1. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения С.Маршака «Угомон» выразительно.

Какой вывод можно сделать?

(читаем на экране) (слайд 1)

  1. Игра «Назови по-другому». Я назову слово, вы его прочитаете, а затем скажите, что это или кто это.
  1. Показ слайдов.
  1. Давайте продолжим игру, но сначала послушайте рассказ «Дразнилка» (чтение учителем). Давайте поработаем парами: один начинает слово, другой его заканчивает.
  1. Вступительное слово учителя. (Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного детского писателя – Виктора Владимировича Голявкина. (слайд) Родители очень хотели, чтобы маленький Витя стал музыкантом, так как они работали в музыкальной школе. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературе, стал писать небольшие рассказы, их напечатали в журнале. Так к писателю пришла известность. (Слайд)
  1. Сейчас я прочитаю рассказ В. Голявкина. У него пропущено название. Вам предлагается три названия (слайд), выберете то, что подходит.
  1. Словарная работа. Разбираем значение слов. (слайды)
  1. Выбираем название к рассказу, объясняем свой выбор.
  1. Проверяем по содержанию, так ли он называется у автора.
  1. Подготовка к чтению по ролям:

Сколько ролей (три)

Как отмечены слова героев? (буквами)

11. Работа в парах: читаем слова своего героя про себя, затем читаем вслух с соблюдением интонации, правильности чтения.

  1. - Что можно сказать о героях этого рассказа?

Какие они?

Можно ли их назвать друзьями?

Почему?

С вами случались в жизни подобные ситуации?

13. Итог урока: С произведением какого автора мы познакомились? У него много коротких забавных рассказов.

Я сейчас предложу вам некоторые из них.

Где можно найти рассказы В. Голявкина?

(слайд)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...


Close