Из всех классов животных - высших и примитивных - многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.

Важнейшая особенность

Способность двигаться - одно из свойств к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение - это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.

Способы передвижения животных. Классификация

Все они по типу делятся на несколько больших групп.


Эволюционное развитие

При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.

С помощью мышц

Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Кто во что горазд

Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи - чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете - гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.

Необычные способы передвижения животных

  • Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
  • Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
  • Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
  • Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
  • Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие

Итоги

Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.

Данный материал может быть использован для проведения урока на тему «Способы передвижения животных. 5 класс».

Дождевой цервь имеет вытянутое, длиной 10-16 см тело. На поперечном сечении тело округлое, но, в отличие от круглых червей , оно поделено кольцевыми перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие щетинки. Они почти не видны, но если провести пальцами от заднего конца тела червя к переднему, то мы сразу почувствуем их. Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.

Рисунок: дождевой червь и движение червя в почве

Среда обитания дождевого червя

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы - их оставляют здесь черви ночью. На поверхность выходят они также и после сильного дождя (отсюда название - дождевой). Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на зиму роют норки глубиной до 2 м.

Кожно-мускульный мешок

Если взять червя в руки, то мы обнаружим, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.
Под кожей располагаются сросшиеся с ней кольцевые мышцы, а под ними слой продольных мышц - получается кожно-мускульный мешок. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Полость тела дождевого червя

Рисунок: внутреннее строение дождевого червя

Под кожно-мускульным мешком расположена заполненная жидкостью полость тела, в которой находятся внутренние органы. Эта полость тела не сплошная, как у круглых червей , а поделена поперечными перегородками соответственно числу члеников. Она имеет свои собственные стенки и располагается под кожно-мускульным мешком

Органы пищеварения дождевого червя

Рисунок: пищеварительная система дождевого червя

Рот расположен на переднем конце тела. Питается дождевой червь гниющими растительными остатками, которые он заглатывает вместе с землей. Так же он может затаскивать с поверхности опавшие листья. Заглатывание производится мускулистой глоткой. Затем пища попадает в кишечник. Непереваренные остатки вместе с землей выбрасываются через анальное отверстие на заднем конце тела.

Рисунок: кровеносная система дождевого червя

Кровеносная система дождевого червя служит для переноса кислорода и питательных веществ прежде всего к мышцам. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной кровеносный сосуд , по которому кровь движется сзади наперед, и брюшной кровеносный сосуд , по которому кровь течет спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены кольцевыми сосудами . Несколько толстых кольцевых сосудов имеют мышечные стенки, за счет сокращения которых происходит движение крови. От главных сосудов отходят более тонкие, ветвящиеся затем на мельчайшие капилляры. В эти капилляры поступают кислород из кожи и питательные вещества из кишечника, а из других таких же капилляров, ветвящихся в мышцах, происходит отдача этих веществ. Таким образом, кровь движется все время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой кровеносною системою.

Выделительная система дождевого червя

Жидкие ненужные, переработанные вещества поступают в полость тела. В каждом членике находится пара трубочек. Каждая трубочка на внутреннем конце имеет воронку, в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся по трубочке через противоположный конец наружу.

Рисунок: нервная система дождевого червя

Вдоль всего тела червя по брюшной стороне проходит пара нервных стволов. В каждом членике на них развиты нервные узелки - получается нервная цепочка . В передней части два больших узла соединены друг с другом кольцевыми перемычками - образуется окологлоточное нервное кольцо . От всех узлов отходят нервы к различным органам.

Органы чувств дождевого червя

Специальных органов чувств нет, но чувствительные клетки в коже позволяют дождевому червю чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы.

Половая система и размножение дождевого червя

Дождевые черви - гермафродиты. Перед откладкой яиц два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью - спермой. Затем они расходятся, а из утолщения (пояска), имеющегося на передней части червя, выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем комок слизи с яйцами соскальзывает с тела червя и застывает в кокон . Из кокона выходят молодые черви.

Уважаемые ребята!

Если вы не смогли присутствовать на лабораторной работе, я приглашаю вас на дополнительные занятия. Данная страница будет полезна учащимся, которые не успели на уроке оформить лабораторную работу или желают ознакомиться с практикумом заранее.

Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю заглянуть на странички сайта "ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ". Образовательные интерактивные работы, размещенные на сайте, позволят вам проводить виртуальные эксперименты по биологии, экологии и другим предметам как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном.

Лабораторная работа № 1. "Строение и передвижение инфузории – туфельки и других одноклеточных животных".

Цель: Изучить строение инфузории – туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.

Оборудование: Пластилин, ножницы, проволока; ресурсы Интернет.

Х од работы:

  1. Рассмотрите в учебнике или в другом пособии по биологии рисунки строения амебы, эвглены зеленой, инфузории – туфельки.

Амеба обыкновенная. Инфузория-туфелька.


2. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории – туфельки сфотографируйте и отправьте на электронную почту по адресу: [email protected] (можете принести в класс для демонстрации).

4. Перепишите и дополните таблиц. Сравните одноклеточные организмы

Признаки для сравнения

Организмы

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория -туфелька

Ядро

Оболочка

Цитоплазма

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Клеточный рот

Органоиды передвижения

Ложноножки

5.Сделайте вывод по представленной таблице о эволюционном развитие инфузории - туфельки.

Лабораторная работа №2. " Строение дождевого червя".

Цель: изучить особенности внешнего строения дождевого черва.

Оборудование: влажный препарат червя, лупа, таблица «Строение дождевого червя», рисунки.

Ход работы:

  1. Рассмотри внешнее строение дождевого червя. Определи: форму тела - __________________, окраску - ______________________. Найди на теле червя членики, головной и хвостовой отделы тела, ротовое и анальное отверстие, расположенное на переднем конце утолщение из 7 колец - поясок. Подпиши их на рисунке:

1._____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

Рисунок: _____________________________________________________________________

2 . Определи, какие особенности имеет строение кожи. Найди и рассмотри с помощью лупы щетинки, какое значение они имеют для передвижения: ________________________

3 . Помести червя на лист бумаги, пронаблюдай и опиши его передвижение по поверхности:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследуй, имеется ли у червя раздражимость. Прикоснись к телу червя палочкой. Опиши его поведение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Выясни, каково внутреннее строение дождевого червя? Рассмотри рисунок и определи, какие органы имеются у червя и в какие системы органов они объединены.

6 . Заполни таблицу:

7 . Сделай вывод об особенностях строения и передвижения червя в связи со средой обитания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3 выполняется наусмотрение учителя.

Лабораторная работа№4. "Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков".

Цель работы: Установление сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Ход работы:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:


а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д)рассмотрите внутренний перламутровый слой;

е) попробуйте определить прочность раковины.

2. Покажите эти особенности на изображении перловицы и беззубки

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Отчет сделаем в форме таблицы:

4.Установить взаимосвязь строение раковин с условиями обитания моллюсков

Лабораторная работа №5. " Изучение внешнего строения и многообразия насекомых".

Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы:

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.


2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».

2. Выявите признаки сходства и различий.

Лабораторная работа №6. " Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни".

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

Л абораторная работа № 7 проводится на усмотрение учителя.

Лабораторная работа №8. "Внешнее строение птиц. Строение перьев птиц".

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.

Ход работы:


1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.


4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.


7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа №9. "Строение скелета птицы".

Цель работы : выявить особенности строения скелета птиц, связанные с полетом.

Оборудование: скелеты птиц, набор костей скелета птицы или раздаточный материал по скелету птицы фабричного изготовления.

Ход работы:


  1. Рассмотрите скелет птицы. Какие отделы можно выделить в скелете птицы?
  2. Рассмотрите череп. Какую форму он имеет? Как соединены между собой кости черепа? Чем объясняется легкость костей? В чем значение этих особенностей черепа птицы? Чем можно объяснить наличие больших глазниц? Чем череп птицы отличается от черепа земноводных и пресмыкающихся?
  3. Рассмотрите позвоночник птицы. Какие отделы в нем различают? Как соединены между собой позвонки в разных отделах позвоночника? Почему?
  4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? Каковы особенности строения ребер птиц? В чем значение такого строения? Как прикрепляются ребра к позвоночнику и грудной кости? Каковы особенности строения грудной кости птиц? С чем это связано?
  5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Чем отличается пояс передних конечностей птиц и пресмыкающихся?
  6. Рассмотрите скелет крыла. Найдите признаки сходства и отличия крыла птицы и передней конечности пресмыкающихся?
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Как они соединены между собой? В чем значение такого соединения? Сравните форму пояса задних конечностей птиц и пресмыкающихся? Чем можно объяснить различия в строении пояса задних конечностей птиц и пресмыкающихся?
  8. Рассмотрите задние конечности птицы. Найдите признаки сходства и отличия в строении задних конечностей птиц и пресмыкающихся. Сколько пальцев на ноге птицы? Как они расположены? Чем заканчивается последняя фаланга пальцев? Какое это имеет значение?
  9. Сделайте вывод об особенностях строения скелета птиц в целом и его отделов в связи с приспособлением к полету.

Лабораторная работа № 10. "Строе­ние скелета млекопитающих".

Цель работы: изучить строение скелета млекопитающих животных.

Ход работы:

    1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Какие отделы можно выделить в скелете млекопитающего? Как череп сочленяется с позвоночником?



  1. Рассмотрите зубы млекопитающего. Одинаковы ли они? Опишите их.
  2. Рассмотрите череп. Каковы его особенности по сравнению с черепами других позвоночных животных?
  3. Рассмотрите позвоночник млекопитающего. Каким количеством позвонков он образован? Как соединены позвонки друг с другом? Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков его образуют? Каковы особенности строения первого и второго шейных позвонков? Каково их значение? Рассмотрите грудной отдел позвоночника. Каким количеством позвонков он образован? Рассмотрите отдельно взятый позвонок. Каково его строение? Чем грудные позвонки отличаются от шейных? Каковы особенности строения поясничного, крестцового и хвостового отделов позвоночника?
  4. Изучите строение грудной клетки млекопитающего. Чем она образована? Чем отличается от грудной клетки птиц?
  5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Каково значение пояса передних конечностей?
  6. Рассмотрите скелет передней конечности. Какими костями он образован?
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Каковы особенности строения этого отдела скелета?
  8. Рассмотрите скелет задних конечностей. Какими костями он образован? Каковы особенности скелета задних конечностей млекопитающих по сравнению с другими позвоночными животными?

В случаях, если у учащихся спорные отметки в четверти, предлагается выполнить следующие практические работы.

Практическая работа № 1 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 2-й ЧЕТВЕРТИ).

"Определение принадлежности животных к определенной систематической группе".

Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.

Оборудование : карточки для определения беспозвоночных животных.

Ход работы:

1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Определительная таблица отрядов насекомых

1)Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
– Крыльев две пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
– Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………... 4
– Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
– Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы
– Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены между глазами
……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые
– Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва
…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)
– Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
– Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару …………………… ….отряд Прямокрылые

2. Сравните насекомых между собой по признакам, указанным в таблице.

Признаки для сравнения

Название отряда

Тип усиков

Тип ротового аппарата

Число крыльев

Особенности строения крыльев

Тип конечностей

Особенности строения головы

Особенности строения груди

Особенности строения брюшка

3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.

Карточки к практической работе № 1

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Карточка №0

Карточка №1

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №5

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №6

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка №7

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка № 8

Насекомые отряда ________________________________?


Карточка № 9

Насекомые отряда ________________________________?


Лабораторная работа № 11 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Выявление приспособлений у животных к среде обитания НСО".

Цель: изучить особенности приспособлений у животных НСО к среде обитания.

Оборудование: рисунки животных различных мест обитаний.

Ход работы:

1. Определите среду обитания животных, предложенных вам на рисунках.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Заполните таблицу

4. Сделайте вывод о возможных приспособлениях животных к условиям среды.

Лабораторная работа № 12 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Распознавание домашних животных".

Цель: научиться распознавать домашних животных, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки домашних и диких животных.

Ход работы:

1.Из перечня(1-15) выберите номера тех рисунков, на которых изображены домашние животные. Заполните таблицу.

Лабораторная работа №13 (ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ 4-й ЧЕТВЕРТИ).

"Распознавание органов и систем органов у животных".

Цель: научиться распознавать системы органов, органы их составляющие у животных.

Оборудование: рисунки систем органов животных.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунки, определите, под каким номером показана определённая система, занесите в таблицу.

Название систем Органы их составляющие Функции
Опорно-двигательная
Кровеносная
Дыхательная
Выделительная
Половая
Нервная
Эндокринная
А – сердце и сосуды
Б – Яичники и семенники
В – Скелет и мышцы
Г – Желудок, кишечник, …
Д – Почки, мочевой пузырь, …
Е – Железы, выделяющие гормоны
Ж – Трахеи, жабры, лёгкие, …
З – Головной и спинной мозг, нервы
1 – Поступление в организм кислорода, удаление углекислого газа.
2 – Опора, защита внутренних органов, движение.
3 – Удаление жидких продуктов обмена веществ.
4 – Размножение
5 – Транспорт веществ в организме.
6 – Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
7 – Координация и регуляция деятельности организма.

2. Найдите соответствие: название систем – органы их составляющие – и их функции.

Опорно-двигательная система –
Кровеносная система –
Дыхательная система –
Выделительная система –
Половая система –
Нервная система –
Эндокринная система –





Список литературы:

1. Набока Л.И.Лабораторные и практические работы по биологии. 7 класс. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/615317/

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ЗООЛОГИИ

7 класс

Лабораторная работа №1:

« Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

ЦЕЛЬ: изучить многообразие и особенности строения и передвижения простейших;

ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты простейших

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите амебу обыкновенную. Укажите особенности ее передвижения. Назовите основные части амебы и их значение.

    Рассмотрите микропрепарат инфузории под микроскопом. Посмотрите, какова форма их тела, как они передвигаются, чем отличается передний (поступательный) конец тела от заднего. Какие органоиды можно увидеть при малом и большом увеличении? Зарисуйте все, что увидели под микроскопом и подпишите рисунок.

    Рассмотрите представителя класса Жгутиковых эвглену зеленую. Каковы особенности ее строения? Почему эвглену зеленую относят к представителям с миксотрофным способом питания?


Лабораторная работа №2:

«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя.

Пронаблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение.

ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянная банка с влажной промокательной бумагой и дождевым червем, пинцет, лист плотной бумаги, кусочек стекла, лупа, видеофрагменты.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Используйте при работе лабораторный фартук. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.

Это надо знать! Дождевой червь относится к типу кольчатых червей. Дождевые черви живут в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями. Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании.

ХОД РАБОТЫ:

    Вспомните местообитание дождевого червя.

Дождевой червь

2. Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие

3 . Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С помощью лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Подсчитайте, количество щетинок на одном членике. Запишите.

3. Понаблюдайте за движением червя по различным поверхностям – стеклянной, деревянной и обсыпанной песком. Посмотрите видеофрагмент.

Опишите увиденное.

4. Где находится утолщение – поясок? Какую роль он выполняет?

5. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Посмотрите видеофрагмент. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие раздражителя.

6. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.

7. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.

Вывод:

    Какова форма тела и размер дождевого червя?

    Из чего состоит тело дождевых червей?

3. Как передвигаются дождевые черви?

4. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?

Лабораторная работа №3:

«Изучение строения раковин моллюсков»

Цель работы:

    Изучить особенности строения раковин моллюсков разных классов.

    Выявить черты сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: коллекция раковин моллюсков

(раковины беззубки, перловицы, мидии, морского гребешка, катушки роговой, виноградной улитки и др. моллюсков)

Ход работы:

    Распределите по классам (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые) моллюсков из предложенной коллекции.

    Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины Беззубки, Перловицы, Морского гребешка с раковинами Катушки роговой, Виноградной улитки (по выбору). Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин.

3. Зарисуйте раковины Беззубки и Перловицы.

    Зарисуйте раковины виноградной улитки и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.



Беззубка Перловица

Особенности изображения Беззубки и Перловицы



Морской гребешок


Виноградная улитка Катушка роговая

Особенности изображения Виноградной улитки и Катушки роговой


Катушка роговая

Виноградная улитка

Сделайте вывод о:

Строении раковин представителей разных классов;

Значении раковины;

Образовании раковины.

Лабораторная работа №4:

«Изучение внешнего строения насекомого»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука;

Выяснить характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих;

ОБОРУДОВАНИЕ: экземпляры крупных насекомых, лабораторное оборудование (лупа ручная, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка).

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

3. Проверьте целостность лабораторной посуды.

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите и зарисуйте насекомое. Определите размер тела, окраску.

    Охарактеризуйте покров тела.

    Выясните сколько отделов модно различить на теле насекомого?

    Рассмотрите голову насекомого. Какие органы расположены на голове?

    Выясните, какие органы расположены на груди.

    Рассмотрите брюшко насекомого, найдите на нем насечки.

Сделайте вывод: (в нём указываются характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих)

1)Рассмотрел(а) предложенные учителем экземпляр насекомого - … . 2)Определил(а) его длину и окраску тела, они таковы: длина ….., окраска - …..

3)Рассмотрел(а) голову насекомого, нашел(ла) усики, глаза и ротовые органы. Их функции заключаются…..

4) Установил(а), что ноги прикреплены к …., определил(а) их число - ….. .

5) Нашел(ла) 2 пары крыльев, по своему строению они отличаются тем, что… . Крылья крепятся к … . 6) Рассмотрел(а) брюшко насекомого. Оно … . С помощью лупы на брюшке нашел(ла) дыхальца.

Лабораторная работа №5:

«Изучение строения позвоночного животного»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение позвоночного животного на примере ланцетника;

Выяснить характерные черты строения ланцетника как представителя типа Хордовые;

развивать навыки лабораторной работы, знания о животном мире;

Воспитывать бережное отношение к животным, интерес к предмету, стремление к высоким результатам учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии ланцетника, влажный препарат ланцетника, линейка.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы.

3. Проверьте целостность лабораторн0го оборудования.

4. Точно выполняйте указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.

5. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок и тщательно вымойте руки с мылом.

Это надо знать! Ланце́тники (лат. Branchiostoma, или Amphioxus) - род примитивных морских животных из семейства ланцетниковых (Branchiostomidae), подтип бесчерепные (Acrania), класс головохордовых (Cephalochordata).

Взрослые особи ведут придонный образ жизни - населяют песчаное дно чистых морских вод; личинки являются планктоном в прибрежных зонах и открытом море. Типичный представитель рода - европейский ланцетник (Branchiostoma lanceolatum , или Amphioxus lanceolatus). Рассматривались как промежуточное звено между позвоночными и беспозвоночными животными.

Строение ланцетников представляет собой как бы схему строения всех хордовых животных. Общий план их строения включает все характерные признаки этого типа:

    наличие хорды

    жаберные щели, пронизывающие глотку

    нервная система в виде нервной трубки; хорда находится между нервной трубкой и кишечником

    вентральное положение анального отверстия и наличие хвоста, в который не заходит кишечник, но заходят другие осевые органы - хорда и нервная трубка.

Зарывшись в песок, ланцетник выставляет оттуда только передний конец тела, на котором находится ротовое отверстие, окружённое мелкими щупальцами.

Втягивая в рот воду, ланцетник захватывает вместе с ней и микроскопические существа, которые служат ему пищей.

Если его потревожить, он быстро уплывает и затем спешит снова зарыться в песок.

Настоящих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может.

Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды).

рис. 1

1.Мозговой пузырёк. 2. Хорда. 3. Нервная трубка. 4. Хвостовой плавник. 5. Анальное отверстие. 6. Задний отдел кишечника в виде трубки. 7. Кровеносная система. 8. Атриопор. 9. Окологлоточная полость. 10. Жаберная щель. 11. Глотка. 12. Ротовая полость. 13. Околоротовые щупальца. 14. Предротовое отверстие. 15. Гонады (яичники/семенники). 16. Глазки Гессе. 17. Нервы. 18. Метаплевральная складка. 19. Слепой печёночный вырост

ХОД РАБОТЫ:

рис. 2
рис. 3

рис. 4

рис. 5

рис. 6 рис. 7

    Изучите внешнее строение ланцетника на влажном препарате.

    Рассмотрите форму его тела, измерьте длину.

Линейку прикладываем к препарату и измеряем длину организма.

    Найдите передний и задний концы тела. Чем они отличаются?

    Найдите у ланцетника спинную и брюшную стороны. По каким признакам вы их определили?

    Какие признаки внешнего строения ланцетника свидетельствуют о его приспособленности к донному роющему образу жизни?

    Зарисуйте ланцетника в тетради и запишите результаты работы .

Лабораторная работа №6:
«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Цель : изучить внешнее строение рыб, выделить приспособления к жизни в воде.

Оборудование: иллюстрации различных представителей класса Рыб, рыбки из аквариума.

Это надо знать ! Рыбы произошли от бесчелюстных предков в результате ароморфозов. Являются древними первичноводными позвоночными. Все особенности строения и функций органов, экологии и поведения связаны с водной средой обитания. Ведут активный образ жизни. Делятся на классы Хрящевых и Костных рыб. Насчитывают около 25 тыс. видов. Ход работы: 1. Рассмотрите рыбу. Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела. Это помогает рыбе двигаться в воде. Голова переходит в туловище, а туловище - в хвост. Найдите границы между головой, туловищем и хвостом.
2 . В тетради зарисуйте контур рыбы, проведите чертой границу между головой и туловищем, туловищем и хвостом. Подпишите отделы тела.
3. Рассмотрите рыбу. Определите органы движения. Плавники обеспечивают движение рыбы. Плавник образован двумя слоями кожи, поддерживаемой плавниковыми лучами.
4. Рассмотрите рисунок .


Найдите все плавники у наблюдаемой вами рыбы. Определите с помощью учебника и в процессе наблюдения за живой рыбой назначение каждого плавника. Заполните таблицу:


5. В тетради на рисунке дополните плавники и подпишите их.
6. Внимательно рассмотрите поверхность тела рыбы. Определите, чем покрыто тело рыбы. Как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Ответ запишите в тетрадь.
7 . Ориентируется рыба в окружающей среде с помощью органов чувств. Перечислите органы чувств, ответ запишите в тетради.
8. Найдите у рыбы органы зрения. Это глаза. Ими рыба видит на близком расстоянии, различает форму предметов и цвет. Впереди каждого глаза два отверстия – это ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
10. Орган слуха размещён в костях черепа. Снаружи не виден. Рыбы слышат звуки, так как звуковые волны в воде хорошо передаются через кости черепа. Осязательные и вкусовые клетки разбросаны по всей поверхности тела.
11. Рассмотрите внимательно один бок рыбы. Видны отверстия. Это орган особого чувства – боковая линия. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. На рисунке в тетради изобразите органы чувств и подпишите их.
Сделайте вывод:

В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4__________________________________________.

Лабораторная работа № 7:

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Цель: изучить многообразие и особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, рисунки и фотографии птиц, наборы перьев птиц, ручные лупы.

Это надо знать ! Класс Птицы включает около 9 тыс. видов. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособившиеся к полету. Произошли от рептилий раннего мезозоя в результате ароморфозов. Обладают обтекаемой формой тела, покрыты перьями, передвигаются на двух конечностях. Подвижная голова снабжена клювом. Обитают повсеместно от Арктики до Антарктики, большинство обитают в тропиках. Приспособлены к самым разнообразным условиям. Среды жизни: водная, наземно-воздушная. Встречаются летающие, плавающие и бегающие виды .

Ход работы:



    Рассмотрите фотографии, рисунки, чучело птицы. Опишите форму их тела и укажите, из каких отделов оно состоит.

    Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

    Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра нее, вы встречали такой покров.

    Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

    Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола.

С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо дящие от ствола.



    Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.


    Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

Сделайте вывод:

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно сти, связанные с полетом.

Лабораторная работа №8:

«Изучение внешнего строения млекопитающих»

Цель: Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Уметь выявлять черты приспособленности млекопитающих к среде обитания. Доказывать, что млекопитающие являются наиболее высокоорганизованными позвоночными животными.

Оборудование: иллюстрации и фотографии различных представителей класса Млекопитающих, домашние животные, цифровые модели.

Это надо знать ! Млекопитающие – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Известно боле 5500 видов. Распространены почти повсеместно: заселяют все материки, моря и океаны. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, передних и задних конечностей, расположенных под туловищем. Появились в мезозойскую эру в результате ряда ароморфозов. Класс Млекопитающие делят на подклассы: Первозвери или Яйцекладущие, Настоящие звери. Класс включает в себя более 20 отрядов.

Ход работы:

    Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит. Найдите во внешнем строении млекопитающих характерные для них признаки и особенности.

    Как передвигается млекопитающее? Найдите отделы конечностей, сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какое образование есть на пальцах ног млекопитающих?


    3. Как расположены конечности млекопитающего по отношению к туловищу? Чем отличается такое расположение от расположения конечностей у пресмыкающихся? Как это отражается на подвижности млекопитающих?


4. Выясните по рисунку, каково строение кожи млекопитающего. Какое значение это имеет для жизни млекопитающих и их приспособлении к среде обитания?

  1. Выясните, как устроен волосяной покров млекопитающих. Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного.


    Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.

Сделайте вывод: Перечислите характерные особенности внешнего строения млекопитающего. В чем проявляется приспособленность млекопитающих к среде обитания.

Лабораторная работа №9:

«Изучение скелета и зубной системы млекопитающих»

Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Выяснить особенности зубной системы млекопитающих в связи с их приспособленностью к питанию разной пищей. Оборудование: иллюстрации и фотографии скелета млекопитающих (собаки, кошки, крысы), рисунки в учебнике. Рисунки черепа кролика, кошки, собаки, разных грызунов. Справочная карточка.

Это надо знать !

Часть 1: Подобно другим , млекопитающие имеют есть и в виде панциря - как дополнение к внутреннему). Скелет включает , , , пояса и и сами .

Особенностью черепа млекопитающих является увеличение объёма мозговой коробки и уменьшение числа костей . В углублениях челюстей находятся зубы .

В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

В шейном отделе позвоночника всегда семь позвонков . Так, короткая шея мыши и длинная шея жирафа состоят из одинакового числа позвонков, но они разные по размеру. Насчитывается от 12 до 15 грудных позвонков , которые вместе с рёбрами и грудиной образуют грудную клетку . В поясничном отделе число позвонков изменяется от двух до девяти . Они подвижно соединены между собой. Благодаря этому туловище здесь может сгибаться и разгибаться. Позвонки крестцового отдела ( от четырёх до десяти ) сросшиеся, к ним надёжно прикрепляются кости таза. Хвостовых позвонков от трёх до 49 , что и определяет длину хвоста.

Подвижность позвоночника у млекопитающих различна. Она наибольшая у мелких бегающих и лазающих зверей, например у кошек и хорьков, которые способны изгибать тело в разных направлениях и даже сворачиваться в клубок. Менее подвижен позвоночник крупных млекопитающих (у слона и бегемота).

Скелет пояса передних конечностей состоит из плечевого пояса . Его основу у млекопитающих составляют лопатки. Вороньи кости, или коракоиды, утратили самостоятельность и приросли к лопаткам. Исключение составляют утконос и ехидна. Ключицы развиты у большинства млекопитающих, но отсутствуют у собак, лошадей и коров, ноги которых перемещаются только вдоль продольной оси тела.

Скелет парных конечностей сохраняет черты строения пятипалой конечности , характерной для всех наземных позвоночных. Кости отличаются относительно небольшой массой и высокой прочностью.

Передняя конечность состоит из плеча, состоящего из локтевой и лучевой костей, предплечья и кисти.

Скелет пояса задних конечностей состоит из тазового пояса , который образован парными тазовыми костями, состоящими из сросшихся подвздошных, седалищных и лобковых костей.

Скелет задней конечности состоит из бедра, состоящего из большой и малой берцовой костей, голени и стопы.

Часть 2: Кости черепа собаки в большинстве не срастаются между собой, а соединяются при помощи швов. У собаки 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов. Из коренных зубов особенно выделяются так называемые хищных зубы – по одному в каждой половине челюсти. Силу давления хищных зубов увеличивает их положение в глубине рта, ближе к соединению челюстей.

У кошки резцы небольших размеров, клыки развиты хорошо, а коренные зубы имеют бугорки с острыми вершинами. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами. Острый край верхнего хищного зуба скользит по внешней поверхности нижнего как лезвие ножниц. Этими зубами кошка легко перегрызает мышцы и сухожилия. Резцами она только обгрызает кости. Кошки отличаются от других хищников короткими челюстями и небольшим количеством коренных зубов (4 – в верхней челюсти, 3 – в нижней).

Зубы грызунов приспособлены к питанию твердой растительной пищей. Передние зубы – длинные загнутые резцы, по 2 в каждой челюсти. На свободном конце они заострены, как зубила. С внешней стороны резцы покрыты толстым слоем прочной эмали, а с внутренней – ее либо совсем нет, либо она покрывает резцы тонким слоем. С внутренней стороны зубы стачиваются быстрее, чем с внешней, благодаря чему резцы всегда острые. Резцы не укорачиваются, так как не имеют корней и беспрерывно растут. Клыков у грызунов нет. Между резцами и коренными зубами есть промежуток. Коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с неровностями или складками эмали. Ими грызуны перетирают твердую растительную пищу.

Ход работы:

Часть 1: 1. Рассмотрите общее строение скелета (рис.1). Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

рис.1

Укажите на рисунке 2 основные элементы строения скелета млекопитающих.
2. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.

Укажите на рисунке 3, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.


рис. 2 рис. 3


3. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
4. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части.

Укажите на рисунке 4, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.

Укажите на рисунке 5, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.


рис. 4 рис. 5


5. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Часть 2:

    Рассмотрите на рисунках1- 5 череп млекопитающего, строение зубного аппарата. Сведения о них есть в справочной карточке.

    Определите, к какому отряду млекопитающих принадлежит животное по строению зубной системы. Результаты работы запишите в таблице:

    Объясните, какой пищей питается животное с таким строением зубов. Укажите черты приспособленности строения зубов к питанию этой пищей.
  1. Сделайте выводы .

    Череп кролика

    Череп кошки

    Череп собаки

    Справочная карточка:

    Отряд грызуны (крысы, мыши, белки и др.)

    Длинные загнутые резцы по 2 в каждой челюсти, клыков нет, между резцами и коренными зубами – промежуток, коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с бугорками или складками эмали, приспособленные к питанию твердой пищей.

    Отряд зайцеобразные (заяц беляк, заяц русак, кролик)

    Зубы схожи с зубами грызунов, но в верхней челюсти 4 резца: 2 маленьких расположены за 2 большими.

    Отряд хищники (волк, собака, кошка)

    Собака имеет 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов, среди коренных выделяются хищные зубы по одному в каждой половине челюсти

    Кошка имеет небольшие резцы, хорошо развитые клыки, бугристые с острыми вершинами коренные зубы – 4 в верхней челюсти и 3 в нижней. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами

    Отряд парнокопытные (корова, лось, олень)

    У коровы в верхней челюсти нет ни резцов, ни клыков. Их заменяет мозолистый край челюсти. В нижней челюсти есть 6 резцов и 2 клыка, похожих на резцы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Приспособлены к питанию травой.

    У лошади впереди по 6 резцов, небольшие клыки лишь у жеребцов. Есть промежуток между зубами, как и у коровы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Жевательные поверхности плоские, со складками эмали.

    Лабораторная работа №10:

    «Изучение типов развития насекомых»

    Цель: изучить особенности развития насекомых с полным и неполным превращением, научиться сравнивать их между собой.

    Оборудование: коллекции насекомых, иллюстрации и фотографии стадий развития насекомых.

    Это надо знать ! Метаморфо́з насеко́мых , подобно .

    Ход работы:

    1. Рассмотрите рисунки. Определите тип развития насекомых (с полным или неполным превращением), зарисуйте и подпишите названия стадий развития.





      Чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением?

      Рассмотрите коллекции насекомых. Определите, где представлены насекомые с полным и неполным превращением.

    Делая вывод, укажите признаки сходства и различия прямого и непрямого развития насекомых. Назовите насекомых с полным и неполным превращением из рассмотренной вами коллекции.

От многощетинковых червей произошли малощетинковые черви. Малощетинковые черви объединяют 4000-5000 видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м. Все членики тела у них одинаковые. Нет пароподий, на каждом членике имеется по четыре пары щетинок. У половозрелых особей в передней трети тела появляется утолщение - железистый поясок.

Рис. 65. Представители малощетинковых червей: 1 - дождевой червь; 2 - трубочник

Малощетинковые черви, в частности дождевые черви, играют огромную роль в почвообразовании. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. Водные малощетинковые черви способствуют самоочищению загрязненных водоемов и служат пищей для рыб.

Строение тела многощетинковых и малощетинковых червей во многом сходно: тело состоит из сегментов - колец. Число сегментов у различных видов малощетинковых червей составляет от 5-7 до 600. В отличие от многощетинковых у малощетинковых червей отсутствуют паралодии и усики, сохранились маленькие щетинки, торчащие из стенки тела. На каждом сегменте две пары спинных и две пары брюшных щетинок. Они представляют собой остатки опорных элементов исчезнувших паралодии, которые были у их предков. Щетинки настолько малы, что, например, у дождевых червей их можно обнаружить только на ощупь, проведя пальцем от задней части тела червя к передней. Небольшое число щетинок на теле этих червей и дало название всему классу - Малощетинковые. Щетинки служат этим червям при движении в почве: загнутые спереди назад, они помогают червю удерживаться в норке и быстро продвигаться вперед.

У малощетинковых червей, как и у многощетинковых, имеется головной отдел, где находится рот, на заднем конце тела - анальная лопасть. Кожный эпителий богат железистыми клетками, что связано с необходимостью постоянного смазывания кожи при передвижении в почве.

Внутреннее строение малощетинковых червей можно рассмотреnm на примере дождевого червя.

Мускулатура и движение. Под каждым эпителием расположена развитая мускулатура, состоящая из кольцевых и продольных мышц (рис. 66). При попеременном сокращении этих мышц тело червя может сокращаться и удлиняться, что обеспечивает движение червя. Дождевой червь может лаглатывать частицы почвы, пропуская их через кишечник, как бы проедая себе ход, и усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

Рис. 66. Поперечный разрез через тело дождевого червя: 1 - щетинки; 2 - эпителий; 3 - кольцевые мышцы; 4 - продольные мышцы; 5 - кишка; 6 - спинной кровеносный сосуд; 7 - брюшной кровеносный сосуд; 8 - кольцевой кровеносный сосуд; 9 - органы выделения; 10 - брюшная нервная цепочка; 11 - яичник

Лабораторная работа № 2

  • Тема. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.
  • Цель. Изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.
  • Оборудование: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло (примерно 10 х 10 см), лист плотной бумаги, пинцет, кусочек лука.

Ход работы

  1. Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.
  2. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.
  3. Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикоснитесь листочком бумаги; поднесите к передней части его тела свежесрезанный кусочек лука.
  4. Зарисуйте дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.
  5. Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевым червем назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.

Пищеварительная система у дождевого червя состоит из хорошо выраженных отделов: глотки, пищевода, зоба, мускульного желудка, средней и задней кишки.

В пищевод впадают протоки известковых желез. Вещества, выделяемые этими железами, служат для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки.

Кровеносная, нервная и выделительная системы у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны. Однако кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды - «сердца», расположенные в 7-13 сегментах.

В связи с подземным образом жизни органы чувств у малощетинковых червей развиты слабо. Органы осязания - чувствительные клетки, расположенные в коже. Здесь же имеются клетки, воспринимающие свет.

Дыхание. Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. После сильного, проливного дождя, когда вода заливает норки червей и доступ воздуха в почву затруднен, дождевые черви вылезают на поверхность почвы.

Размножение. В отличие от многощетинковых червей малощетинковые - гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Оплодотворение у малощетинковых червей перекрестное (рис. 67, 1). При спаривании сперматозоиды каждого из двух червей переносятся в семяприемники (особые полости) другого.

Рис. 67. Спаривание (1) дождевых червей и образование кокона (2-4)

На передней части тела червя хорошо заметно вздутие - поясок. Железистыми клетками поясков выделяется слизь, которая, подсыхая, образует муфту. В нее сначала откладываются яйца, а затем из семяприемников поступают сперматозоиды. Оплодотворение яиц происходит в муфте. После оплодотворения муфта соскальзывает с тела червя, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, в котором происходит развитие яиц. По окончании развития из яиц выходят маленькие черви.

Лабораторная работа № 3

  • Тема. Внутреннее строение дождевого червя.
  • Цель. Изучить внутреннее строение и найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией.
  • Оборудование: готовый препарат дождевого червя, микроскоп.

Ход работы

  1. Поместите препарат дождевого червя на предметный столик микроскопа и рассмотрите при малом увеличении.
  2. Пользуясь учебником, определите, какие органы червя вы различаете под микроскопом.
  3. Зарисуйте увиденное под микроскопом, сделайте необходимые обозначения и надписи.
  4. Отметьте признаки усложнения организации дождевого червя как представителя типа кольчатых червей в сравнении с представителями плоских и круглых червей.

Пиявки. К типу кольчатых червей относится класс Пиявки (Hirudinea), в котором около 400 видов (рис. 68). Произошли они от малощетинковых кольчатых червей. Пиявки обитают в пресных водах, некоторые - в морях и влажной почве. В тропиках имеются сухопутные виды. Передвигаются пиявки попеременным прикреплением присоски к субстрату, многие способны плавать. Длина тела представителей различных видов пиявок от нескольких миллиметров до 15 см.

Рис. 68. Различные виды пиявок: 1 - рыбья: 2 - конская; 3 - улитковая; 4 - медицинская; 5 - двуглазая; 6 - ложноконская

Тело пиявки уплощенное в спинно-брюшном направлении, с двумя присосками - околоротовой и задней. Пиявки окрашены в черный, коричневый, зеленоватый и другие цвета.

Рис. 69. Схема строения пищеварительной системы пиявок: 1 - рот; 2 - карманы для запасания крови; 3 - анальное отверстие

Снаружи тело пиявки покрывает довольно плотная кутикула. Лежащий под ней эпителий богат слизистыми железами. Параподии, щетинки, щупальца и жабры у пиявок отсутствуют. На передних сегментах животных расположено несколько (одна - пять) пар глаз. Под эпителием располагаются кольцевые и очень сильные продольные мышцы. Они у пиявок составляют до 65,5% всего объема тела.

Кольчатые черви произошли от примитивных (низших) червей с нерасчлененным телом, похожих на плоских ресничных червей. В процессе эволюции у них появилась вторичная полость тела (целом), кровеносная система, а тело разделилось на кольца (сегменты). От примитивных многощетинковых червей произошли малощетинковые.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В какой среде обитают малощетинковые черви? Приведите примеры.
  2. Как приспособлен к жизни в почве дождевой червь?
  3. В чем особенности строения пищеварительной системы дождевого червя?
  4. Охарактеризуйте роль дождевого червя в процессах почвообразования.

Close