Когда говорят о местах, где существовали развитые древние цивилизации, первым на ум приходит Древний Египет. Эта страна, как цилиндр фокусника, хранит множество тайн и секретов. Комплекс пирамид, расположенный в долине неподалеку от Каира, относится к их числу. Но не только захоронения древних правителей Египта ежегодно привлекают миллионы туристов в эту долину. Наибольший интерес у них и среди ученых вызывает загадочная фигура Большого Сфинкса, являющегося символом Египта и мировым культурно-историческим достоянием.

На западном берегу великой реки Нил, в городе Гиза, расположенном в юго-западном пригороде Каира, неподалеку от Пирамиды фараона Хафре находится скульптура Сфинкса, самое древнее из всех сохранившихся монументальных изваяний. Вытесанный руками древних мастеров из громадной известняковой скалы, он представляет собой фигуру с телом льва и головой человека. Глаза этой мифической сущности направлены на то место горизонта, над которым в дни сезонных равноденствий появляется солнце, почитавшееся древними египтянами как высшее божество. Размеры Большого Сфинкса поражают воображение: высота превышает 20 метров, а длина могучего тела составляет более 72 метров.


Тайна происхождения Сфинкса.

Многие века тайна происхождения статуи Сфинкса в Египте не дает покоя авантюристам, ученым, туристам, поэтам и писателям. Несмотря на то, что историки уже не одно столетие пытаются выяснить, когда и кем, а главное для чего было воздвигнуто это грандиозное сооружение, приблизиться к разгадке пока не удалось. В древних папирусах есть подробные свидетельства о строительстве многих пирамид, упоминаются имена тех, кто участвовал в их создании. Однако о Сфинксе таких данных не обнаружено, что дало толчок к разногласиям в трактовке возраста и цели возведения этого монумента.

Первым отмеченным историческим упоминанием о нем считаются записи Плиния Старшего, датируемые началом первого столетия нашей эры. В них древнеримский писатель и историк отмечал, что были проведены очередные работы по расчистке статуи Сфинкса в Египте от песка. Примечательно, что не сохранилось даже настоящее имя монумента. А то, под которым он известен сейчас, греческого происхождения и означает «душитель». Хотя многие египтологи склонны считать, что его имя означает «образ Сущего» или «образ Бога».


Много споров возникает в ученом мире по поводу возраста Сфинкса. Часть исследователей считает, что сходство материалов, из которых высечены монумент и каменные блоки, используемые при постройке пирамиды Хефрена, является неоспоримым свидетельством их одного возраста, т.е. они относятся к 2500 году до нашей эры. Однако в начале 90-х годов XX столетия группа японских археологов при исследовании Сфинкса пришли к ошеломляющему выводу: следы обработки, оставленные на камне, свидетельствуют о более раннем происхождении памятника. Этот факт подтверждается геологическими исследованиями, основанными на влиянии эрозии на поверхность Сфинкса, что позволило 70 столетие до нашей эры считать моментом возникновения монумента. А изыскания гидрологов, изучивших влияние дождевых потоков на известняк, из которого создан памятник, отодвинули его возраст еще на 3-4 тысячелетия.


До сих пор нет единого мнения, чья голова находится на теле египетского Сфинкса. По некоторым предположениям, ранее это была статуя льва, а человеческий лик был высечен гораздо позже. Одни исследователи приписывают его фараону Хефрену, мотивируя это сходством статуи со скульптурными изображениями фараонов VI династии. Другие предполагают, что это образ Хеопса, а третьи – великой Клеопатры. Существует и фантастическое предположение, что это один из правителей мифической Атлантиды.

Тысячелетия время властвовало над обликом Большого Сфинкса. За долгие годы разрушилась и исчезла кобра – символ божественной власти, размещавшийся на лбу статуи, и частично разрушился праздничный головной убор, покрывающий голову. К сожалению, человек тоже приложил к этому руки. Желая исполнить заветы, оставленные мусульманам пророком Мухаммедом, один из правителей в XIV столетии приказал отбить скульптуре нос. Выстрелы из пушек в XVIII столетии сильно повредили лицо, а солдаты Наполеоновской армии в начале XIX века использовали Сфинкса как мишень во время тренировочных стрельб. Позже, когда проводились исследования в Долине Пирамид, от лица статуи Сфинкса в Египте отбили накладную бороду, фрагменты которой хранятся в Каирском и Британском музеях. Сегодня на состояние древнего памятника влияют выхлопные газы автомобилей и расположенные неподалеку фабрики по изготовлению извести. Согласно проведенным исследованиям за прошедший XX век, состоянию памятника нанесен больший ущерб, чем за все минувшие тысячелетия.


Реставрационные работы.

За многие века существования Сфинкса пески неоднократно засыпали его. Первые расчистки, во время которых были освобождены лишь передние лапы, предпринимались еще при фараоне Тутмосе IV. В ознаменование этого между ними поставили памятный знак. Помимо раскопок проводились примитивные восстановительные работы по укреплению нижней части изваяния.

В 1817 году итальянским ученым удалось расчистить от песка грудь Сфинкса, однако до полного его освобождения прошло больше ста лет. Это произошло в 1925 году. В конце 80-х годов XX столетия произошло обрушение части правого плеча изваяния. Во время проведенных реставрационных работ было заменено около 12000 известняковых блоков.

Проведенные в 1988 году японскими учеными геолокационные работы позволили обнаружить узкий тоннель, начинающийся под левой лапой. Он тянется в направлении пирамиды Хефрена и уходит вглубь. Спустя год, при осуществлении сейсморазведочных работ была выявлена камера прямоугольной формы, находящаяся под передними конечностями Сфинкса. Все это свидетельствует о том, что Великий Сфинкс не торопится открывать все свои секреты.


После выполненных в конце 2014 года восстановительных работ древнее изваяние вновь стало доступным для туристов. В вечерние часы Сфинкс приветствует посетителей на нескольких языках, что вместе с подсветкой создает невероятный эффект.

Для сохранения этого величественного сооружения для будущих потомков правительство Египта планирует сооружение над ним стеклянного саркофага, чтобы защитить памятник истории и культуры от неблагоприятных условий.


Close